Проектная деятельность как средство формирования творческого потенциала младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а так
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Сущность и содержание проектной деятельности как педагогическая проблема 7
1.2. Особенности проектной деятельности как средства формирования творческого потенциала младших школьников 12
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16
2.1. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы 16
2.2. Педагогическое обеспечение проектной деятельности в формировании творческого потенциала учащихся 20
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 24
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеева, Л.В. Развитие творческих способностей младших школьников [Текст] / Л.В. Агеева // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. – Чита: Молодой ученый, 2017. – С. 79–82.
2. Андреева Р.Н., Синяева О.Ю. Особенности внедрения проектного управления в органах государственной власти Республики Саха (Якутия) // Вестник ГУУ. 2018. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vnedreniya-proektnogo-upravleniya-v-organah-gosudarstvennoy-vlasti-respubliki-saha-yakutiya (дата обращения: 30.04.2023).
3. Бажук О.В., Демидович Е.А. К вопросу об использовании проектно-исследовательской деятельности в начальной школе // КПЖ. 2021. №2 (145). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ispolzovanii-tehnologii-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 30.04.2023).
4. Балакина Н.А. Проектная деятельность как одна из форм формирования коммуникативных УУД в начальной школе // Вестник науки и образования. 2016. №1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-odna-iz-form-formirovaniya-kommunikativnyh-uud-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 30.04.2023).
5. Бегиева, Б.М Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности [Текст] / Б.М. Бегиева // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 25 (109). – С. 16–18.
6. Бичерова Е. Н. Особенности исследовательской и проектной деятельности младших школьников: сравнительно-сопоставительный анализ // Вестник БГУ. 2012. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-issledovatelskoy-i-proektnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-sravnitelno-sopostavitelnyy-analiz (дата обращения: 30.04.2023).
7. Бобиенко, О.М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования [Текст]: дисс. … канд. пед. наук / О.М. Бобиенко. – Казань, 2006. – 186 с. 4
8. Богданова, Р.А. Педагогическое сопровождение проектной деятельности младших школьников [Текст] / Р.А. Богданова // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 3. – С. 241–247.
9. Богуш Е.А. Проектная деятельность в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole-1 (дата обращения: 30.04.2023).
10. Борзова, В. А. Развитие творческих способностей у детей [Текст] / В.А. Борзова. – Самара, 2014. – 122 с
11. Буряк, О.В. Развития творческих способностей младших школьников посредством обучения проектноисследовательской [Текст] / О.В. Буряк // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 4. – С. 37–40.
12. Вахрушев С.А., Дмитриев В.А. Некоторые проблемы внедрения проектной деятельности в школьном образовании // АНИ: педагогика и психология. 2021. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-problemy-vnedreniya-proektnoy-deyatelnosti-v-shkolnom-obrazovanii (дата обращения: 30.04.2023).
13. Везеничева А.А., Захарова М.В. Методические рекомендации по реализации метода проектов при изучении географии // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-po-realizatsii-metoda-proektov-pri-izuchenii-geografii (дата обращения: 30.04.2023).
14. Верховых И.В., Шитякова Н.П. Проблемы организации проектной деятельности в начальной школ
Успех проектной деятельности зависит от выбора проблемы, и результат должен быть социально и практически значимым. Учителя должны планировать завершение работы учащихся, чтобы дать им возможность представить свою работу публично и укрепить их развитие личных качеств и компетентности проекта. Внешние и внутренние результаты проекта важны, и коммуникативная компетентность формируется благодаря способности отвечать на вопросы о содержании производительности. Реализация успешных проектов может углубить идеи студентов по различным предметам и развивать свои навыки в разных областях [24].
Многоуровневая подготовка будущих учителей является эффективным средством реализации требований профессионального стандарта учителя [9].
Проектные мероприятия в начальной школе имеют важное значение для улучшения опыта обучения учащихся. Благодаря проектному обучению студенты могут развить навыки критического мышления, способности решения