Преподобный Максим как толкователь Священного Писания. Его учение об аскетике
Введение
Актуальность. Духовно-нравственные ценности, имеющие в своей основе религиозное мировоззрение, в XX веке подверглись серьезным испытаниям: они либо игнорировались, либо подвергались гонениям. Возрождение духовных ценностей и традиций Православия требует глубоких знаний в духовном наследии учителей Церкви, ее подвижников и святых. Святоотеческая традиция развила христианское учение и повлияла на формирование русской системы богословского учения и духовных практик.
Преп. Максим Исповедник является одним из самых глубоких и оригинальных восточных богословов, творения которого были хорошо известны, как его современникам, так и последующим христианским поколениям. Особое влияние на последующих византийских мистиков, среди которых преп. Иоанн Дамаскин, преп. Симеон Новый Богослов, св. Григорий Палама и др., оказало аскетическое богословие преп. Максима Исповедника.
Избранные сочинения, отдельные цитаты и выдержки из творений преподобного пользовались в Византии большим спро
Оглавление
Введение ………………………………………………………….....…..... 3
Глава 1. Место преподобного Максима Исповедника в византийском богословии. Толкование Священного Писания ………..... 6
1.1 Византийское богословие в VI-VII вв. Личность Максима Исповедника ……………………………………………………………………... 6
1.2 Экзегетический метод преп. Максима Исповедника при толковании Священного Писания …………………………………….................................. 10
Глава 2. Аскетика преподобного Максима Исповедника ……..…. 14
2.1 Аскетические сочинения ………………………………………..….. 14
2.2 Основные положения аскетики …………………………………….. 17
Заключение ……………………………………………………………... 21
Список литературы ………………………………………………….… 23
Список литературы
Научная литература
1. Алексеев С., прот. Аскетическое наследие преподобного Максима Исповедника: автореф… дис. канд. богословия / Сергиев посад, 2008. – 20 с.
2. Апофатическое богословие // Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/13677415.html#t9 (дата обращения 12.06.2023).
3. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии / СПб : Изд-во «Глагол», 1994. – 379 с.
4. Епифанович С. Л. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifanovich/materialy-k-izucheniyu-zhizni-i-tvorenij-prep-maksima-ispovednika/ (дата обращения: 12.06.2023).
5. Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifanovich/maksim-ispovednik-i-vizantijskoe-bogoslovie/ (дата обращения: 12.06.2023).
6. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/ocherk-misticheskogo-bogoslovija-vostochnoj-tserkvi/10 (дата обращения 12.06.2023).
7. Лосский В. Н. Святой Дионисий Ареопагит и святой Максим Исповедник [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/svjatoj-dionisij-areopagit-i-svjatoj-maksim-ispovednik/ (дата обращения 12.06.2023).
8. Максим Исповедник // Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/2561638.html (дата обращения: 12.06.2023).
9. Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV веков / Академия наук СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом). Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1987. – 292 с.
10. Творения преподобного Максима Исповедника // Т. 1: Богословские и аскетические трактаты / пер., вст. статья и коммент. А. И. Сидорова / М. : Мартис, 1993. – 352 с.
11. Флоровский. Г. В., прот. Восточные отцы V-VIII веков / Минск
Согласно Дионисию, всякое познание относится к сущему. Бог же выше познания, поскольку превосходит все сущее: Он есть «причина всего умственного». Но никакие понятия чувственного опыта и пространственно-временных категорий к нему не применимы: не душа, не ум, не мысль, не число, не величина, не знание, не истина, не тьма и не свет. Бог безымянен и многоименен одновременно. Его неизреченность побуждает богослова вводить в размышлениях о Нем апофатическое «не».
Апофатическое богословие, по словам В. Н. Лосского, у Дионисия приобретает мистический опыт. Для этого необходимо особое устроение ума, отказ от рационалистического и абстрактного богопознания в пользу практического. В «Ареопагитиках» апофатизм не дискурсивен, а является путем аскезы.
Богословские взгляды преп. Максима Исповедника стали отражением и выражением «византийск