Общение и его роль в жизни ребенка младшего школьного возраста

Скачать курсовую работу на тему: "Общение и его роль в жизни ребенка младшего школьного возраста". В которой диагностирован уровень сформированности навыков общения у детей младшего школьного возраста. Составлен комплекс упражнений по формированию навыков общения детей младшего школьного возраста.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
02.08.2025
Объем файла
13171 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что главная задача, поставленная сегодняшним обществом перед школой, состоит в подготовке высокообразованных, предприимчивых, нравственных людей, самостоятельно принимающих решения. Исходя из обозначенной задачи, можно сделать вывод о том, что у школьников, в первую очередь, необходимо формировать коммуникативные навыки.
Ученые считают, что около 60% нашего времени занимает процесс общения. Умение общаться необходимо как в личной жизни, так и в профессиональной. Данное умение помогает установить хорошие взаимоотношения с людьми, а также является залогом успешной профессиональной деятельности. Общение требует определенных знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования РФ включает в себя не только требования к результатам освоения программы и структуры целос

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Теоретические аспекты роли общения в жизни ребенка младшего школьного возраста 5

1.1 Понятие общения в психолого-педагогической литературе 5

1.2 Возрастные особенности общения детей младшего школьного возраста 9

1.3 Методы и формы развития навыков общения у детей младшего школьного возраста 16

Выводы по первой главе 25

Глава 2. Разработка мероприятий по развитию навыков общения детей младшего школьного возраста 26

2.1 Анализ уровня сформированности навыков общения у детей младшего школьного возраста 26

2.2 Комплекс упражнений по развитию навыков общения у обучающихся начальной школы 33

Выводы по второй главе 39

Заключение 41

Список литературы 43

Приложение 48

Список литературы

1. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника    / М. К. Апетян. – Москва : Просвещение, 2014. –243 с. 

2. Афанасьев, В. Г. Моделирование как метод исследования социальных систем / В. Г. Афанасьев. – Москва : Наука, 2017. – 246 с.

3. Бережковская, Е. Л.  Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов / Е. Л. Бережковская. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 357 с.

4. Бодалев, А. А. Психология общения [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. А. Бодалев; Моск. психол.-социал. ин-т. – Москва : Моск. психол.-социал. ин-т; Воронеж : МОДЭК, 2015. – 320 с.

5. Болтаева, Г. С. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников / Г. С. Болтаева // Социальный стресс как познавательная и прикладная проблема. – Омск : Омская юридическая академия, 2016. – С. 113-117.

6. Варфоломеева, Е. П. Особенности возникновения конфликтов в межличностных отношениях у младших подростков и педагогические условия их разрешения / Е. П. Варфоломеева // Российский научный журнал. – 2016. – № 5 (43). – С. 195-199.

7. Вершинина, Н. В. Коммуникативное развитие младших школьников / Н.В. Вершинина // Молодой ученый. ‒ 2015. ‒ №20.1. ‒ С. 10‒12. 

8. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. ‒ Москва : АСТ, 2016. ‒ 640с. 

9. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Эксмо, 2016. – 509 с. 

10. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии [Текст]: учеб. пособие / П. Я. Гальперин. – Москва : КДУ, 2015. – 397 с. 

11. Герасимова, В. С., Грачева, А. Ф., Пичугина, В. Е. Особенности общения детей младшего школьного возраста в условиях современного мира // Форум молодых ученых. 2021. №1 (53). URL : https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 24.03.2023).

12. Головей, Л. А. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. – 2-е изд., испр. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 415 с.

13. Донцов, А. И. О понятии группы в социальной психологии / А. И. Донцов // Социальная психология: хрестоматия; сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – Москва : Аспект-Пресс, 2016. – 471 с.

14. Донцов, А. И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования / А. И. Донцов. – Москва : МГУ, 2017. – 207 с.

15. Запорожец, А. В. Эмоции и их роль в регуляции деятельности: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. – Москва : Просвещение, 1977. – 230 с.

16. Конева, О. Б. Психологические причины трудностей общения ребенка со сверстниками [Текст] / О. Б. Конева // Теория экспериментальной и практической психологии: сб. науч. тр.; Юж.-Урал. гос. ун-т; под ред. Н. А. Батурина. – Челябинск, 2016. – С. 45-61. 

17. Левитан, К. М. Культура педагогического общения / К. М. Левитан. – Иркутск : Изд-во «Иркут», 2019. – 102 с.

18. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. – Москва : Просвещение, 2014. – 214 с. 

19. Лурия, А. Р. Лекции

Одна из форм общения детей – это ситуативно-деловая. Такая форма общения наблюдается при участии детей в проектной деятельности, где они заняты общим делом и должны будут согласовывать свои действия, учитывать активность партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие было названо – сотрудничество. Потребность в сотрудничестве становится главной для возникновения общения у детей этого возраста, наряду с которой отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстников, что также стимулирует стремление стать инициатором этого общения.Подобные формы иногда более нацелены на формирование навыков общения, чем традиционный урок. В начальной школе дети активно включаются в общие занятия. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов [5].
Формирование навыков общения происходит и во время различного рода тематических «мероприятий». Там дети чувствуют