Общение и его роль в жизни ребенка младшего школьного возраста
Введение
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что главная задача, поставленная сегодняшним обществом перед школой, состоит в подготовке высокообразованных, предприимчивых, нравственных людей, самостоятельно принимающих решения. Исходя из обозначенной задачи, можно сделать вывод о том, что у школьников, в первую очередь, необходимо формировать коммуникативные навыки.
Ученые считают, что около 60% нашего времени занимает процесс общения. Умение общаться необходимо как в личной жизни, так и в профессиональной. Данное умение помогает установить хорошие взаимоотношения с людьми, а также является залогом успешной профессиональной деятельности. Общение требует определенных знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования РФ включает в себя не только требования к результатам освоения программы и структуры целос
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты роли общения в жизни ребенка младшего школьного возраста 5
1.1 Понятие общения в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Возрастные особенности общения детей младшего школьного возраста 9
1.3 Методы и формы развития навыков общения у детей младшего школьного возраста 16
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Разработка мероприятий по развитию навыков общения детей младшего школьного возраста 26
2.1 Анализ уровня сформированности навыков общения у детей младшего школьного возраста 26
2.2 Комплекс упражнений по развитию навыков общения у обучающихся начальной школы 33
Выводы по второй главе 39
Заключение 41
Список литературы 43
Приложение 48
Список литературы
1. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. – Москва : Просвещение, 2014. –243 с.
2. Афанасьев, В. Г. Моделирование как метод исследования социальных систем / В. Г. Афанасьев. – Москва : Наука, 2017. – 246 с.
3. Бережковская, Е. Л. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов / Е. Л. Бережковская. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 357 с.
4. Бодалев, А. А. Психология общения [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. А. Бодалев; Моск. психол.-социал. ин-т. – Москва : Моск. психол.-социал. ин-т; Воронеж : МОДЭК, 2015. – 320 с.
5. Болтаева, Г. С. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников / Г. С. Болтаева // Социальный стресс как познавательная и прикладная проблема. – Омск : Омская юридическая академия, 2016. – С. 113-117.
6. Варфоломеева, Е. П. Особенности возникновения конфликтов в межличностных отношениях у младших подростков и педагогические условия их разрешения / Е. П. Варфоломеева // Российский научный журнал. – 2016. – № 5 (43). – С. 195-199.
7. Вершинина, Н. В. Коммуникативное развитие младших школьников / Н.В. Вершинина // Молодой ученый. ‒ 2015. ‒ №20.1. ‒ С. 10‒12.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. ‒ Москва : АСТ, 2016. ‒ 640с.
9. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Эксмо, 2016. – 509 с.
10. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии [Текст]: учеб. пособие / П. Я. Гальперин. – Москва : КДУ, 2015. – 397 с.
11. Герасимова, В. С., Грачева, А. Ф., Пичугина, В. Е. Особенности общения детей младшего школьного возраста в условиях современного мира // Форум молодых ученых. 2021. №1 (53). URL : https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 24.03.2023).
12. Головей, Л. А. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. – 2-е изд., испр. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 415 с.
13. Донцов, А. И. О понятии группы в социальной психологии / А. И. Донцов // Социальная психология: хрестоматия; сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – Москва : Аспект-Пресс, 2016. – 471 с.
14. Донцов, А. И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования / А. И. Донцов. – Москва : МГУ, 2017. – 207 с.
15. Запорожец, А. В. Эмоции и их роль в регуляции деятельности: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. – Москва : Просвещение, 1977. – 230 с.
16. Конева, О. Б. Психологические причины трудностей общения ребенка со сверстниками [Текст] / О. Б. Конева // Теория экспериментальной и практической психологии: сб. науч. тр.; Юж.-Урал. гос. ун-т; под ред. Н. А. Батурина. – Челябинск, 2016. – С. 45-61.
17. Левитан, К. М. Культура педагогического общения / К. М. Левитан. – Иркутск : Изд-во «Иркут», 2019. – 102 с.
18. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. – Москва : Просвещение, 2014. – 214 с.
19. Лурия, А. Р. Лекции
Одна из форм общения детей – это ситуативно-деловая. Такая форма общения наблюдается при участии детей в проектной деятельности, где они заняты общим делом и должны будут согласовывать свои действия, учитывать активность партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие было названо – сотрудничество. Потребность в сотрудничестве становится главной для возникновения общения у детей этого возраста, наряду с которой отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстников, что также стимулирует стремление стать инициатором этого общения.Подобные формы иногда более нацелены на формирование навыков общения, чем традиционный урок. В начальной школе дети активно включаются в общие занятия. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов [5].
Формирование навыков общения происходит и во время различного рода тематических «мероприятий». Там дети чувствуют