Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе
Введение
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.Проблема нравственного воспитания остается сегодня очень актуальной. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию.
Содержание
Аннотация проекта с. 3
Описание проекта с. 5
Описание реализации проекта с. 10
Заключение с. 23
Список использованных источников с. 25
Список используемых источников
1. Об образовании в Российской Федерации: Федер, закон от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 05.07.2017) // КонсультантПлюс: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.10.2021). – Режим доступа: свободный
2. Марусяк Д.М. К вопросу об организации социально-культурной деятельности студентов, обладающими опытом вожатской деятельности / Д.М. Марусяк //Педагогический журнал. - Том 11 № 3А, 2021. С. 71-83.
3. Абрамова, Г.С. Практическая психология: Учебник для высшей школы / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2004. – 234с.
4. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005. - №11. - С. 68-71.
Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Просвещение, 2005. - 17с. 1
Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика. – 2005. - №2. - С. 67-68.
7. Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах / О.С. Богданова, В.И. Петрова. — М.: Просвещение, 2005. - 207 с.
8. Божович, Л.И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова. - М.: Просвещение, 2000.
9. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории / Н.И. Болдырев. - М.: Педагогика, 2006.
10. Власова, Т.И. Духовные ценности как культурологические основы воспитания личности. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002.-№ 2 (Март-апрель). - С.42-43.
11. Волков, Б.С.. Детская психология развития / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: ВЛАДОС, 2000.
12. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
13. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2006.
При рассмотрении понятия «нравственность», мы определили, что данное понятие синтезируют в себе такие ключевые моменты как самовоспитание, самосознание, самосовершенствование, ценность, мораль, потребность, эмоциональные и интеллектуальные возможности человека, творческая деятельность.При первоначальном вхождении в школьную жизнь у ребенка происходит существенная психологическая перестройка. Он приобретает некоторые важные привычки нового режима, устанавливает доверительные отношения с учителем и товарищами. На основе появившихся интересов к содержанию учебного материала у него закрепляется положительное отношение к учению. Дальнейшее развитие этих интересов и динамика отношения младших школьников к учению зависят от процесса формирования у них учебной деятельности. Анализ развития младших школьников показывает, что в этот период происходит важные изменения в познавательной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной и нравственной сферах. Это создает необходимую базу для успешной учебной деятельности.Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.Таким образом, в нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки.