Использование критериального оценивания на уроках окружающего мира как средства формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Цель современного образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В связи с этим в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования целью образовательного процесса определено развитие личности младшего школьника на основе универсальных учебных действий: способности ставить учебные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, которые способствуют формированию у обучающихся умения учиться, способности к самостоятельному саморазвитию и самосовершенствованию [19].В решении поставленной задачи главное место занимает формирование регулятивных универсальных учебных действий. Выделение регулятивных универсальных учебных действий среди остальных связано с тем, что, именно они обеспечивают самоорганизацию учебной деятельности обучающихся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценку, коррекцию и саморегуляцию. Регулятивные универсальные уч
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА…………………………………………………………………………7
1.1. Сущность формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников……………………………………………..7
1.2. Использование критериального оценивания на уроках окружающего мира для формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников………………... 12
Выводы по первой главе………………………………………………………. 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА…………………………………................................................................ 24
2.1. Разработка технологических карт уроков окружающего мира с использованием критериального оценивания для формирования регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся третьего класса…………………………………………………………………………….24
2.2. Описание результатов апробации технологических карт уроков окружающего мира с использованием критериального оценивания для формирования регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся третьего класса…………………………………………………50
Выводы по второй главе……………………………………………………….. 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 63
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аскарова М. А. О системе критериального оценивания в обучении (из наблюдений опыта учителей на практике в школе)/ М. А. Аскарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20.1 (79.1). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14071/.
2. Асмолов А. Г. Виды универсальных учебных действий. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов. – М.: Академия, 2018. – 338 с.
3. Бурова Н. В. Формирование УУД в предметной области «Окружающий мир»/ Н.В Бурова, И.Б. Крец, И.В. Соболева// Молодой ученый. – 2016. - №5. - С. 16 -19
4. Воровщиков С.Г. Развитие общеучебных умений школьников/ С.Г. Воровщиков //Народное образование. – 2020. – № 8. – С.115 – 126
5. Данилов Д.Д. Технология оценивания образовательных достижений (учебных достижений)/ Д.Д. Данилов//Российской академии образования – М., 2017. – 24 с.
6. Демидова М.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе/ Ю.М. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова, Г.С. Ковалева. – М.: Просвещение, 2019. – 56 с.
7. Дусавицкий А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя/ А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачёва, З. И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 288 с.
8. Коджаспирова Г.М. Регулятивные УУД как средство развития логического мышления: пособие для студентов высших и средних педагогических заведений/ Г.М. Коджаспирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 86с.
9. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования/ Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 127с.
10. Крылова О.Н. Технология формирующего оценивания в современной школе/ О.Н. Крылова, Е.Г. Бойцова. – СПб.: Каро, 2017. – 124 с.
11. Крылова О.Н. Тренды оценивания в школе/ О.Н. Крылова// Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования Материалы II Всероссийской научно – практической конференции/ под общ. ред. О.Б. Даутовой, И.И. Соколовой, В.И. Сопина, З.Н. Ситник, 2018. – 272 – 275 с.
12. Лазарева Л.И. Формирование универсальных учебных действий/Л.И. Лазарева// Начальная школа. – 2021. - №6. – С. 76-78
13. Логвина И. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя – предметника/ И. Логвина, Л. Рождественская. Narva.: TartuUlikool, 2019. – 48 с.
14. Маякова А.В. Процесс познания у младших школьников/ А.В. Маякова// Начальная школа. – 2018. - №4. – С. 11 – 12
15. Павлова В.В. Диагностика качества регулятивных УУД в начальной школе/ В.В. Павлова // Начальная школа. – 2019. - №4. – С. 33-36
16. Пинская М.А. Новые формы оценив
Формирование действия контроля предполагает выполнение операций, используя при этом приемы контроля: сверка с образцом (готовым ответом), задания с «ловушками», лишняя информация, недостающие данные, неправильное условие, взаимоконтроль, выбор самого рационального способа выполнения задания.
Формирование оценочной деятельности преследует задачу научить учеников самостоятельно оценивать свой труд – не только конечный результат, но весь процесс ее выполнения. Основная функция оценки заключается в том, чтобы определить степень освоения заданного способа действия и продвижение учащихся относительно уже усвоенного собственного уровня действия.
Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки [10].
При оценивании выполненных заданий используются следующие приемы: игра «Лесенка», где ученики на ступеньках отмечают уровень усвоения материала, игра «Светофор» – оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов, смайлики, работа с эталонами, «Волшебная линеечка», задания с взаимооценкой и др.
Формирование действия коррекции основывается на внесении необходимых дополнений (корректив) при расхождении с эталоном, на устранении ошибок:
- используется прием работы над причинами ошибки, когда ребенок учится понимать, по какой причине произошла ошибка;
- прием выбора правильного ответа