Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи у детей с моторной алалией

Скачать курсовую работу на тему: "Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи у детей с моторной алалией". В которой определен уровень сформированности грамматического строя речи у детей с моторной алалией. Разработаны методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей с моторной алалией.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
01.08.2025
Объем файла
2515 Кб
Количество страниц
31
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

Самым распространенным среди нарушений у детей дошкольного возраста являются нарушения развития речи.
Б.М Гриншпун и В.А. Ковшиков указывали, что одной из самых тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности является экспрессивная (моторная) алалия. Грубое нарушение речевой коммуникации препятствует полноценному формированию познавательной деятельности, становлению некоторых сторон личности, а также значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений. [5, c. 70]
Р.В. Левина, Н.А. Никитина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина говорили, что одним из проявлений моторной алалии является стойкое нарушение лексико-грамматических конструкций, поэтому овладение грамматическим строем речи- это важное условие полноценного развития речи, общего развития ребенка и развития мышления. Ребенок начинает мыслить более логично и связно, учится обобщать, абстрагироваться от конкретного, правильно выражать свои мысли. Понимание грамматических форм и умение правильно их использовать

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения грамматического строя речи у детей с моторной алалией 5

1.1 Характеристика грамматического строя речи у детей в норме и при моторной алалии 5

1.2. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи у детей с моторной алалией 11

Глава 2. Опытная экспериментальная работа по формированию грамматического строя речи у детей с моторной алалией 15

2.1 Обзор диагностических заданий и результаты констатирующего этапа эксперимента 15

2.2 Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей с моторной алалией 19

Заключение 28

Список литературы 30

Приложения 35

Список литературы

1. Виноградов, В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове): учебное пособие; под. ред. Г. А. Золотовой. — 4-е изд. — М.: Рус. яз., 2001. — 720 с. - ISBN 5-200-03017-Х. - URL: https://imwerden.de/pdf/vinogradov_russky_yazyk_1986__ocr.pdf (дата обращения: 13.04.2023). – Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт. – Текст: электронный.

2. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс ; Москва : Творческий центр Сфера, 2007. - 470, с. - ISBN 978-5-89814-379-4. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11779735 (дата обращения 05.02.2023). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Текст: электронный.

3. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / А. Н. Гвоздев, чл.-кор. Акад. пед. наук РСФСР ; учебное пособие;  под ред. проф. С. И. Абакумова ; Акад. пед. наук РСФСР. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. - 23 см. – URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003497237/ (дата обращения: 21.04.2023). – Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт. – Текст: электронный.

4. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О. Е. Грибова. - 2-е изд. - Москв: АЙРИС ПРЕСС: АЙРИС дидактика, 2007. - 90, [1] с.: ил.; 20 см. - (Библиотека логопеда-практика). - ISBN 978-5-8112-2480-7. – URL: https://pedlib.ru/Books/3/0340/3_0340-1.shtml (дата обращения: 14.05.2023). – Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт. – Текст: электронный.

5. Гриншпун, Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов / Б. М. Гриншпун. – Текст: электронный// На¬ру¬ше¬ния ре¬чи и го¬ло¬са у де¬тей: по¬со¬бие для сту¬ден¬тов де¬фек¬тол. фак. пед. ин-тов / под ред. С. С. Ля¬пи¬дев¬ско¬го, С. Н. Ша¬хов¬ской. – Москва: Про¬све¬ще¬ние, 1975. – 144 с. : табл. – URL: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2018/09/17/grinshpun-b-m-o-printsipah-logopedicheskoy (дата обращения 16.05.2023). 

6. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольникоd: (Дети с общ. недоразвитием речи). Кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - 2-е изд., перераб. - Москва: Просвещение, 1985. - 111 с. : ил.; 21 см. – URL: https://www.nbcmedia.ru/upload/iblock/4f4/efimenkova_pdf_a6.pdf (дата обращения: 23.04.2023). – Текст: электронный.

7. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 370 с., 48 л. табл. : ил.; 27 см. – URL: https://pedlib.ru/Books/3/0086/3-0086- (дата обращения: 12.01.2023). – Текст: электронный.

8. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): учеб. пособие/ Е.Ф. Соботович. - Москва: Классикс Стиль, 2003. - 158, [2] с.: ил.; 22 см. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-94603-026-4. – URL: https://pedlib.ru/Books/2/0208/2_0208-1.shtml (дата обращения: 26.04.2023). – Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт. – Текст: электронный.

9. Ковшиков, А.В. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления / В. А. Ковшиков. - 4-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург: изд-во КАРО, 2006 (СПб. : Типография "Наука"). - 298 с. : ил., табл.; 22 см. - ISBN 5-89815-741-7. – URL:https://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?ready=1&find_me=%EA%EE%E2%F8%E8%EA%EE%E2&x=0&y=0 (дата обращения: 09.03.2023). – Режим доступа: Электронно- библиотечная система Юрайт. – Текст: электронный.

10. Кривоносова, А.В. Современные научные представления о нарушении грамматического оформления высказывания у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи/ А.В. Кривоносова. – Текст: электронный//Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3: электронный журнал. – URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14172 (дата обращения: 27.03.2023)

11. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: (Формирование лексики и граммат. строя): уч. пособие/ Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 1999. - 158, [1] с.: ил.; 20 см. - (Библиотека логопеда). - ISBN 5-87852-109-1. – URL: https://pedlib.ru/Books/5/0231/5_0231-36.shtml (дата обращения: 23.01.2023). – Режим доступа: Педагогическая библиотека pedlib.ru. – Текст: электронный.

12. Логопатопсихология : учебное пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - Москва: ВЛАДОС, 2010. - 462 с.: ил.; 22 см. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 978-5-691-01726-1. – URL:https://pedlib.ru/Books/7/0358/7_0358-1.shtml (дата обращения: 19.04.2023). – Режим доступа: Педагогическая библиотека pedlib.ru. – Текст: электронный.

13. Логопедия [Текст]: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; под ред. профессоров, засл. деятеля науки РФ Волковой Л. С. и Шаховской С. Н. - Москва : ВЛАДОС, 1998. - 677 с.; 21 см. - ISBN 5-691-00128-0. – Текст: непосредственный.

14. Мазитова, Э.Р., Чигинцева, Е.Г. Логопедическая работа на начальных этапах формирования меха

Происходит дифференциация глаголов третьего и первого лица: «Я сижу, и Валя сидит». «Я бегу, а мама идет». Постепенно в предложение включаются второстепенные члены, предложение становится распространенным, состоит из 3–5 слов: «Дима держит мяч», «Рома несет кота».
[14, c.87]
Из выше сказанного следует, что развитие грамматического строя речи идет последовательно и с постепенным усложнением. Главной задачей логопедической работы является, формирование процесса и средств общения у ребенка. Основными приемами, которые использует логопед в работе являются речевые образцы педагога, повторное проговаривание, совместное выполнение действия ребенка с логопедом, а также оценка детской речи.
Выводы по первой главе
Изучая особенности формирования грамматических конструкций у детей с моторной алалией, можно сделать вывод о том, что эта проблема широко распространена в наше врем