Японская модель управления принципы, особенности применения и перспективы развития
Введение
Экономический рывок, который продемонстрировала Япония в послевоенное время, уже многие десятилетия вызывает неизменный интерес у менеджеров и бизнесменов по всему миру. Экономисты отмечают, что Япония на пути от послевоенной разрухи к превращению в грозного конкурента Америки в самых различных сферах, прошла несколько фаз перестройки. Среди этих фаз традиционно выделяют широкомасштабное освоение технологий, импортируемых из США и Европы, борьбу за повышение качества и производительности труда и наконец, создание многонациональных корпораций.Путь, который прошла японская промышленность, впечатляет масштабами и относительно коротким сроком, и первое, о чем упоминают, говоря о причинах такого прорыва, это высокие технологические инновации и создание роботизированного производства. Однако, те исследователи, которые анализируют результаты, выделяют ключевой фактор успеха как создание "великой системы отношений между человеком и организацией".
Содержание
Введение
1. Принципы и особенности применения японской системы управления
1.1 Управление трудовыми ресурсами в Японии
1.2 Управленческие решения, стиль и концепция управления
1.3 Средства мотивации
2. Перспектива развития японской модели управления
Заключение
Библиографический список
список
1.Вахрушев В. Принципы Японского управления // Эти невероятные японцы. М.: Прогресс, 1997.32 с.
2.Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1995.270 с..Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Изд-во "Юнити", 1995.215 с..Гончаров В. Ключевые моменты управления и их практическое значение. М.: Дело, 2008.192 с..Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. М.: Дело, 1996.272.
.Журавлёв П. Мировой опыт в управлении персоналом. М.: Прогресс, 1998.232 с..Липатова М.Е. Особенности карьерных продвижений за рубежом // Социологические исследования. 2001. - №12. стр.130-133
.Матрусова Т.Н. Стратегия всеобщего контроля качества и обучения персонала в японских фирмах // Проблемы теории и практики управления. 2002. - №1. стр.118-121
.Паркинсон С.Н. Искусство управления. М.: Дело, 2001.256 с..Пшенников В.В. Уроки менеджмента: Планомерность как образ жизни японского бизнеса. М.: Япония сегодня, 2006, № 11
.Пшенников В.В. Японский менеджмент.27 уроков для нас. М.: Япония сегодня, 2004.150 с.
.Рамзес В. Японская экономика в ожидании перемен // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 5.
.Управление персоналом и трудовыми отношениями в Японии // Управление персоналом. 2001. - №7. стр.69-72
.Управление персоналом под ред.Т.Ю. Базарова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.423с.
.Уткин Э.А. Управление компанией. М.: Маркетинг, 2007.304 с..Чернышев В.Н. Человек и персонал в управлении. М.: Финпресс, 1997.568с.
17.[Электронный ресурс] Статья: "А нужно ли менеджерам перенимать японский стиль управления?" URL: http://www.e-xecutive.ru/publications/aspects/article_564/ (дата обращения: 15.10.2012)
Японскую систему управления можно рассматривать как синтез импортированных идей и культурных традиций. В используемых в Японии методах организации управленческой деятельности в условиях научно технического прогресса тесно переплетаются традиционные, национальные и современные формы организации труда. Чтобы понять особенности утвердившихся здесь форм совместной деятельности, необходимо обратиться не только к общим принципам управления, к закономерностям развития крупного общественного производства и научно технического прогресса, но и к историко-культурным и этническим истокам, наложившим существенный отпечаток на характер и формы организационной управленческой деятельности.В этой связи, многие авторы, в том числе один из крупнейших исследователей в области японского менеджмента У. Оучи, обращают внимание на то, что японцы представляют собой крупную этническую однородность, выражающуюся в общности языка, литературы, истории, традиций, системы ценностных ориентаций, верований. Применительно к различным видам деятельности, в самой среде работающих здесь людей сложилось предпочтение групповых ценностей перед индивидуальными, отождествление интересов индивидуума с интересами группы; предпочтение гармонии и компромисса перед разрешением противоречий через конфликт; принцип самосовершенствования и долга, почтение к старшим, необходимость трудиться с полной отдачей сил и способностей. Именно эти черты, как утверждается, стали истоками таких важнейших элементов управления как система японского патернализма, системы пожизненного найма, системы коллективного принятия решений.