Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в театрализованной игре

Скачать дипломную работу на тему: Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в театрализованной игре. В которой определены методы изучения коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития. Изучены особенности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
01.08.2025
Объем файла
159 Кб
Количество страниц
68
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Одной из важных задач дошкольного образования является развитие коммуникативных навыков. Коммуникативные навыки играют большую роль в жизнедеятельности человека. Они не только помогают устанавливать межличностный контакт, обмениваться информацией, понимать друг друга, пользуясь вербальными и невербальными средствами коммуникации, но и сопереживать эмоциональному состоянию другого человека.Развитие коммуникативных навыков дошкольников – это развитие способности эффективного общения и успешного взаимодействия ребенка с окружающими. В основе лежат такие особенности детей старшего дошкольного возраста, как желание вступить во взаимодействие, способность слышать и сопереживать собеседнику, умение поставить себя на место другого, считаться интересами и замыслами сверстников.
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1 Теоретические основы изучения и развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития ……………………........7
1.1 Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста……7
1.2 Особенности усвоения коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития…………….…16
1.3 Методический опыт использования театрализованных игр в развитии коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития…………………………………………………..................................24
Выводы по главе 1:..………………………………………………………..…34
Глава 2 Экспериментальное изучение коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития…………………………………………..….35
2.1 Организация и методическое обеспечение констатирующего эксперимента………………………………….……………………………….35
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….....39
Выводы по главе 2:……………………………………………………………41
Глава 3 Программа развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития………………….42
Выводы по главе 3………………………………………………………….....54
Заключение…………………………………………………………………….....55
Список использованных источников…………………………………………..57
Приложение А…………………………………………………………………....63
Приложение Б…………………………………………………………………....64
Приложение В……………………………………………………………………65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арушанова, А.Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 1998. – N 6. - С. 97-103; N 7. - С. 100-106.
2. Баряева Л.Б., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебно-меФодическое пособие. - СПб.: Союз, 2001. - 310 с.
3.Борякова, Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. - М., 2006.
4.Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников // Вопросы психологии. – 2010. – N 2. - С. 149-151.
5.Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Вечканова Ирина Геннадьевна. - М., 2000. – 17 с.
6. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973. – 175 с.
7. Власова, Т.А., Лебединская, К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития // Дефектология. -1975. - N 6. - С. 8-17.
8.Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С.Выготский. - М.: Смысл, 2004. - 512 с.
9.Готовимся к школе. Програмно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / И.К.Белова, Р.В.Боглич, С.Г.Шевченко, И.А.Кузнецова и др. - М.: Ника-Пресс, 1997. - 192 с.
10. Гойхман, О.Я., Надеина, Т.М. Речевая коммуникация: учебник / под ред. проф. О.Я.Гойхман. - М.: Инфра-М, 2003. - 272 с.
11. Давыдов, B.B. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. / АПН СССР. - М.: Педагогика, 1986. - 239 с.
12. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной; Науч. - исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1984. — 256 с.

Одним из важных факторов развития коммуникативных навыков является овладение ребенком вербальными и невербальными средствами коммуникации.Речь – это вербальное средство коммуникативной деятельности, т.е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникативной деятельности являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Речь необходима при формировании коммуникативных навыков, таких как умение сотрудничать, умение сопереживать, оказывать помощь, находить общие решения в конфликтных ситуациях. Также речь важна при формировании таких коммуникативных навыков как развитие навыков совместной деятельности в коллективе, умение благодарить за оказанную помощь, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, называть по имени и отчеству взрослых. Важными средствами общения являются невербальные средства. В общении людей закономерно включены эмоции общающихся. Средства невербальной коммуникативной деятельности как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития. Невербальные средства коммуникативной деятельности способствуют развитию коммуникативных навыков, таких как общение посредством жестов, мимики, телодвижений и различных сигнальных средств [28].В трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной прослеживается мнение, что коммуникативные навыки помогают ребенку комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребенок познает не только взрослого или сверстника, но и самого себя [8, 26].