Обогащение словарного запаса обучающихся 6-х классов при изучении лексики и фразеологии
Введение
Одной из главных проблем в курсе русского языка в процессе обучения является - пополнение словарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного). Словарный запас играет важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся. Теоретической основой данной проблемы является предусмотренный школьными программами раздел «Лексика» [14].Развитие речи – один из важнейших факторов умственного, психического и эмоционального развития ребенка. Невозможно представить эффективное речевое развитие без формирования словарного запаса.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы обогащения словарного запаса на уроках русского языка
1 Фразеология как раздел лингвистики. Типы фразеологических единиц в русском языке
2. Направления лексической работы в школе
3. Приемы обогащения словарного запаса учащихся
Глава 2. Методические аспекты обогащения словарного запаса обучающихся 6 классов при изучении лексики и фразеологии
1. Анализ учебников и рабочих программ для 6 класса (раздел «лексика»)
2. Система уроков с включением работы по обогащению словарного запаса при изучении лексики и фразеологии
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Список использованной литературы
Аксенова Л.А. Дидактические материал по теме «Фразеологизмы
// Русский язык в школе. 2006. №5. С. 24-27.
Архангельский В.Л. Устойчивые фразы в современном русском языке. Ростов-на-Дону, 1964. 142 с.
Архипова Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников // Русский язык в школе. 2005. №5. С.3-11.
Аргунова В. И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся // Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2017. – 478 с.
Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. – М., 2011. 259 с.
Быстрова, Е. А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка / Е. А. Быстрова // Русский язык в школе. - 2006. № 1. С.-3-9.
Виноградов В.В. Лексикология и лексикография: Избранные труды. М.: Наука, 1977. 310 с.
Волкова Е.В. Методы и принципы изучения фразеологии в вузе и школе // Молодой ученый. 2014. №15. С. 394-397.
Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
Гусева, Т.Н. Формирование речевой деятельности школьников в процессе обучения. 2015. – 380 с.
ЖуковВ.П.Словарьфразеологическихсинонимоврусского языка. М.: Русский язык, 1987. 280 с.
Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000» / под. ред. Л.Г. Петерсон. - М., 2010. - 250 с.
Кондрашов Н.А. Основные вопросы русского языка. М.: Современный русский язык, 1985. 348 с.
Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М.: Высшая школа, 1989. 216 с.
Косикова, Л.В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у школьников. Психология обучения. — 2014. — № 2. — С. 114-121.
Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992.
Среди важнейших и актуальных проблем современной методики преподавания русского языка в школе остается пополнение словарного запаса учащихся. Ведь употребление слова в точном соответствии с его семантическим наполнением, грамотное толкование учащимся значения слов в различных жизненных ситуациях – одна из важнейших задач изучения родного языка, которая требует решения практически на каждом уроке. Эффективность лексической работы зависит от того, насколько систематически она проводится и как целесообразно она построена.Лексическая работа в школе – это область методики русского языка, что охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов; активизацию словаря, использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря, т. е. устранение из активного словаря учащихся диалектных и вульгарных слов.Слово – основная лексическая единица, выражающая понятия. В каждом слове можно выделить его значение или связанное с ним содержание, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. Все эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в школе.Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие об активном и пассивном словаре.