Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста в компенсирующей группе с общим недоразвитием речи
Введение
Актуальность исследования: В настоящее время наиболее актуальной проблемой является теория и практика детской дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии. Перед медико-психолого-педагогическими службами стоит задача углубленного изучения особенностей психического развития каждого ребенка для определения адекватных индивидуализированных мероприятий коррекционно-воспитательного, развивающего и лечебно-профилактического воздействияРечь играет очень важную роль не только в психическом развитии детей, в развитии мышления, но также и в психической деятельности в общем. Включение речи в познавательную деятельность детей перестраивает их основные психические процессы. Мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция развиваются и совершенствуются по мере овладения речи. Развитие речи детей играет большую роль в формировании и становлении их психического развития. Отклонения в развитии детей разнообразны.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы логопедической работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития в компенсирующей группе с общим недоразвитием речи.
1.Основные виды нарушения развития и психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в компенсирующей группе
2 Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в компенсирующей группе с общим недоразвитием речи.
3 Основное направления коррекционной работы по развитию речи у детей сзадержкой психического развития и общим недоразвитием речи в компенсирующейгруппе.
Глава 2. Организация экспериментального исследования логопедической работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста в компенсирующей группе с общим недоразвитием речи в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 25 г.Киржач
2. Комплекс мероприятий по ранней психолго-педагогической и логопедической помощи родителям детей с задержками психического развития на консультативном пункте в дошкольном образовательном учреждении.
3 Комплекс логопедических мероприятий для улучшения речевого развития детей посещающих компенсирующую группу.
4. Контрольный этап исследования и анализ его результатов.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Список использованной литературы
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. Под ред. К.С. Лебединской. Москва, "Педагогика", 1982.
Бучилова И. А., Лесиканич А. А. Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 4 (апрель). – С. 6–10.
Болотова, Н. В. Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста [Текст] : авторский банк данных по пальчиковым играм с привязкой к лексическим темам / Н. В. Болотова // Игра и дети. — 2019. — №5. — С. 5-13.
Власова Т.А. Задержка психического развития детей и пути ее преодоления. М., 1976.
Власова Т.А. и Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М. 1985 г.
Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, Планета знаний, Астрель, Хранитель, 2018. - 160 c.
Гвоздев Л.Н. Вопросы изучения детской речи. М.1961 г.
Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. - Чебоксары, 1980.
Дети с временными задержками развития. Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. Москва, "Педагогика",1971.
Дети с ЗПР/ под ред. Власовой Т.А. М., 1983 г.
Даньшина Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников с общим недоразвитием речи / Даньшина. - М.: АРКТИ, 2018. - 358 c.
Давидович, Л. Дифференцированный подход к коррекции системных нарушений речи на этапе безречия [Текст] / Л. Давидович, М. Ромусик // Дошкольное воспитание. — 2020. — №7. — С. 71-76.
Ермолаева М.В., Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Издательство "Институт практической психологии";
Поэтому непосредственно, ребенок с отклонением в развитии может обучаться как в группах компенсирующего или коррекционного вида, а так же непосредственно и в условиях интегрированного инклюзивного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания.Комплексное психолого-педагогическое коррекционное воздействие на детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии осуществляется на основе ряда методолого-методических принципов. Это принципы системности, последовательности в работе, дифференцированного и индивидуального похода к ребенку, принцип доступности и др. Одним из первоочередных и наиболее важных является онтогенетический принцип, который подразумевает учет возрастных, психофизических особенностей детей, характера имеющегося у них нарушения. Этот принцип ориентирует коррекционное воздействие на устранение или сглаживание, коррекцию или компенсацию нарушений интеллектуального, речевого, сенсорного, двигательного и эмоционального дефекта, на создание полноценной основы для последующего саморазвития личности, которое возможно только при сформированности ключевых звеньев развития.Часто у детей с задержкой психического развития отмечаются неорганизованность, хаотичность деятельности, неуравновешенность поведения, торопливость, беспечность, отсутствие чувства ответственности и другие индивидуально-психологические черты. У таких детей наблюдаются слабость волевых усилий, незрелость эмоционально-волевой сферы, снижение работоспособности, недостаточность отдельных психических функций. Для них характерны двигательная расторможенность или, наоборот, вялость, апатичность, эмоциональная неустойчивость, импульсивность.Недостаточная выраженность познавательных интересов детей с ЗПР сочетается с нарушениями внимания, памяти, с замедлением скорости приема и переработки сенсорной информации, плохой координацией движений. Негрубые нарушения речи проявляются в отставании в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.