Эмпирическое исследование агрессивного поведения в дошкольном возрасте

Скачать курсовую работу на тему: "Эмпирическое исследование агрессивного поведения в дошкольном возрасте". В которой организовано и проведено исследование с целью определения уровня агрессивного поведения у дошкольников. Проанализированы результаты исследования и сделаны выводы.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
01.08.2025
Объем файла
85 Кб
Количество страниц
32
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

На протяжении ряда лет проблема агрессивности является одной из самых значительных проблем общества. В современных условиях тревожным симптомом является значительный рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.
Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте. В детском возрасте агрессивность способствует развитию конфликтности и при отсутствии коррекции может привести к патологическим чертам характера.
Исследованию агрессивного и конфликтного поведения детей посвящены работы как отечественных, так и зарубежных психологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) [1]. Агрессия явление достаточно распространенное и обусловлено оно не только тем статусом, который ребенок занимает в группе, но и возрастными особ

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования агрессивного поведения в дошкольном возрасте …………………………………………………………. 5
1.1 Агрессивное поведение в дошкольном возрасте. Как психологическая проблема…………………………………………………………………………. 5
1.2 Причины агрессивного поведения в дошкольном возрасте…………. 14
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста……………………………………………  21
2.1 Цель, задачи и организация исследования    ……..…………………… 21
2.2 Обоснование методов и методик диагностики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста ……………………………………….. 21
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования ………………… 23
Заключение ……………………………………………………………………. 32
Список литературы…………………………………………………………… 33

Список литературы

1. Ануфриев, А.Ф. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии / А.Ф. Ануфриев. – М.: Ось-89, 2000. – 438 с.

2. Астанакулова, П.В. Агрессивность как проблемная форма межличностных отношений дошкольников/ П.В. Астанакулова, Труды Братского государственного университета, 2017. № 1. С. 65-68.

3. Багатырова, М.Н. Особенности профилактической работы по коррекции агрессивного поведения старшего дошкольника / М.Н. Багатырова -   Мир науки, культуры, образования, 2018. № 6 (73). С. 245-246.

4. Бисалиев, Р.В., Кубекова, А.С., Сарафрази, Т.Т., Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы/Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, Т.Т. Сарафрази. – Пенза: Академия Естествознания» – 2014 – 591с

5. Борисова, П.В Исследование агрессивного поведения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста/ П.В. Борисова. -  Научно-методический электронный журнал Концепт№ S. 2015. -  С. 106-110.

6. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов / Г.Э. Бреслав – СПб.: Речь, 2004. – 144 с.

7. Бубнова, Э.Ш. Особенности проявления агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада /Э.Ш. Бубнова. – М., 1998. – 24 с.

8. Гадаборшева, З.И., Идалова, З.М. Развитие физической агрессии от раннего детства до зрелости: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. В 2 частях. 2018. -  С. 229-232

9. Головнева, Е.В., Жумабекова, Р.Р., Никитина В.Р. Профилактика и коррекция агрессивного поведения у дошкольников / Е.В. Головнева, Р.Р. Жумабекова, В.Р. Никитина. International scientific research 2019 Материалы I Международной научно-практической конференции. 2019. – С. 72-73.

10. Егошкин, Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста / Ю.В. Егошкин – М., 1995. – 165 c.

11. Жигинас, Н.В., Сухачёва, Н.И. Социально-педагогические условия детской агрессии/ Н.В. Жигинас, Н.И. Сухачева. Научно-педагогическое обозрение№ 4 (18). 2017. – С. 34-39.

12. Ковалев, П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения / П.А. Ковалев –СПб., 1996. – 161 с.

13. Корниенко, А.А. Детская агрессия / А.А. Корниенко – М.: Рама Паблишинк, 2017. – 200 с.

14. Кулганов, В.А., Раева, Е.В., Влияние семейного воспитания на возникновение агрессивного поведения детей/ ред. А.В. Киселева Дошкольная педагогика. № 10 (145).  2018. -  С. 4-7.

15. Ленденевая, И.Л. Детская агрессия и методы ее психолого-педагогической коррекции / И.Л.Ленденевая – Иркутск, 2002. – 170с.

16. Мичурина, Ю.А. К проблеме позитивной социализации дошкольников с агрессивным поведением в сборнике: мир детства и образование/ Ю.А. Мичурина. Сборник материалов Х очно-заочной Международной научно-практической конференции. 2016. – С. 102-105.

17. Мусина, О.И. Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе 

Аналогично Фромму, в настоящее время психологи выделяют два вида агрессии и вкладывают в них приблизительно тот же смысл: 
- конструктивная агрессия (открытые проявления агрессивных побуждений, реализуемые в социально приемлемой форме, при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов эмоционального реагирования, открытости социальному опыту и возможности саморегуляции и коррекции поведения); 
- деструктивная агрессия (прямое проявление агрессивности, связанное с нарушением морально-этических норм, содержащее элементы делинквентного или криминального повеления с недостаточным учетом требований реальности и сниженным эмоциональным самоконтролем). 
В связи с этим Румянцева Т.Р. предлагает определять степень агрессивности поведения в связи с нормами, которые формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. Отсюда, поведение можно назвать агрессивным при наличии двух обязательных условий: когда имеют место губительные для жертвы последствия и когда нарушены нормы поведения [9]. Но критерий различения доброкачественной и злокачественной агрессии до сегодняшнего дня остается зыбким, в силу сложности определения, какие именно интересы объективно относятся к витальным, а какие таковыми не являются. Проявление агрессии весьма разнообразно. Различают два основных типа агрессивных проявлений: целевая агрессия и инструментальная агрессия.