Развитие творческих способностей школьников средствами проектной деятельности на уроках технологии
ВВЕДЕНИЕ
Проектная деятельность в жизни человека играет развивающую роль. Особенно важное место она занимает в школьном возрасте, который представляет собой один из самых сложных и неоднозначных для анализа периодов развития в жизни человека. В рамках процесса обучения закладываются основы социализации человека, особенности его взаимодействия с окружающими, а также формируется та образовательная база, которая в последствии, станет фундаментом его образовательной и трудовой деятельности.
Все стороны развития в школьном возрасте повергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. В этой связи творческий подход в обучении в соответствии с психологическими особенностями, мотивационными предпочтениями и ощутимой результативностью деятельностью, которая так важна для школьников, просто необходим.
Актуальность исследования обусловлена интересом к данной проблеме с точки зрения её изучения в рамках психологии и педагогики, а с другой сторон
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 6
1.1. Творческие способности: сущность и основные характеристики 6
1.2. Сущность понятия «Метод проектов» и его классификация 10
1.3. Проектная деятельность на уроках технологии 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 23
2.1. Методы и средства формирования творческих способностей средствами проектной деятельности 23
2.2. Диагностика уровня развития творческих способностей учащихся 24
2.3. Программа по развитию творческих способностей учащихся средствами проектной деятельности на уроках технологии 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Адаменко, А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков и библиотека [Текст] / А.С. Адаменко // Актуальные вопросы библиотечной работы: теория и практика: учебно-справочное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 1986. – 167 с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика [Текст] / Ю.К. Бабанский – М.: Просвещение, 2004. – 479 с.
3. Бобровская А.Н., Долинина Г.Ф. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс [Текст] / А.Н. Бобровская, Г.Ф. Долинина – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112 с.
4. Волков И.П. Приобщение к творчеству : из опыта работы [Текст] / И.П. Волков – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский — М.: Юрайт, 2023. — 336 с.
6. Горенков, Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Л. В. Занкова // Начальная школа — 2002, № 12. — 57-62 с.
7. Губенков. С.Ю. Новая организация внеурочной работы по техническому творчеству в средних профтехучилищах // Новые исслед. в пед. науках —1986, № 2. — 45-46 с.
8. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь [Текст] / Л.В. Занков. – М.: Просвещение, 1968. – 176 с.
9. Ильина Т.А. Педагогика школы [Текст] / Т.А. Ильина, И.Т. Огородников, В.М. Лапик и др. – М.: Просвещение, 2002. – 320 с.
10. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия [Текст] / И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова – М.: Советская энциклопедия, 1966. – 880 с.
11. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости [Текст] / З.И. Калмыкова – М.: Педагогика, 2001. ¬– 200 с.
12. Кильпатрик, В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе [Текст] / В.Х. Кильпатрик – Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. – 43 с.
13. Кожина, О.А. Технология. Обслуживающий труд: 8 кл. [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Макруцкая – М.: Дрофа, 2013. – 287 с.
14. Коменский Я.А. Великая дидактика [Текст] / Я.А Коменский – М.: Симашко, 1875. – 281 с.
15. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории [Текст] / М.И Махмутов – М.: Педагогика, 2002г. ¬– 192 с.
16. Морозова, М.М. Метод проектов в истории отвечественной и зарубежной педагогики [Текст] : Интеграция образования / М.М. Морозова – Саранск, 2007. – № 3-4. – 36-41 с.
17. Онищук В.А. Урок в современной шко
Сегодня ученик является не объектом, а субъектом собственной деятельности. Поэтому основная задача учебного процесса заключается в том, чтобы создать условия, в которых обучающийся будет выступать активным субъектом познавательной деятельности. И именно метод проектов в полной мере создает эти условия. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата [27, 8-9 с.].
Джон Дьюи – основоположник метода проектов, дал термину такое определение: метод обучения, по которому ребенок в процессе самостоятельного исследования открывает свойства и закономерности предметов и явлений, т.е. осваивает способ