Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе действий с дидактическими игрушками

Скачать дипломную работу на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе действий с дидактическими игрушками". В которой проведена диагностика уровня сенсорного развития воспитанников группы раннего возраста МБДОУ «Детский сад № 9»; разработаны педагогические мероприятия по использованию дидактических игрушек для сенсорного развития детей раннего возраста.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
31.07.2025
Объем файла
5627 Кб
Количество страниц
71
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. Это подтверждается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», где прописано, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)»[1].
Трудно переоценить значение сенсорного развития в раннем детстве, потому что именно данный период наиболее благоприятен для накопления

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРУШЕК КАК СРЕДСТВА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 7

1.1. Понятие и сущность сенсорного развития. Психолого-педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста 7

1.2. Дидактические игрушки и их роль в сенсорном развитии детей раннего возраста 14

1.3. Организационно-педагогические условия процесса сенсорного развития детей раннего возраста средствами дидактических игрушек 19

Выводы по главе 1 27

Глава 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРУШЕК КАК СРЕДСТВА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 28

2.1. Диагностика уровня сенсорного развития воспитанников группы раннего возраста МБДОУ «Детский сад № 9» 28

2.2. Педагогические мероприятия по использованию дидактических игрушек для сенсорного развития детей раннего возраста 35

2.3. Анализ проведенной работы. Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических игрушек в сенсорном развитии детей раннего возраста 42

Выводы по главе 2 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

ПРИЛОЖЕНИЯ 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва – Режим доступа: http://минобрнауки.рф (дата обращения 11.01.2023г.) - Текст : электронный.

2. Басырова, Е. С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде / Е. С. Басырова // Журнал Психология, социология и педагогика / Е. С. Басырова – 2020 – №2. – С. 35-42. – Текст : непосредственный

3. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: попул. пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1997 -273 с.- ISBN 5-7797-0031-1. - Текст : непосредственный

4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 268 с.. - ISBN 978-5-91180-846-4. - Текст : непосредственный

5. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер, под ред. Л. А. Венгера . – М.: Просвещение, 1988 – 144 с.- ISBN 5-09-000732-2. - Текст : непосредственный

6. Евтушенко, И. Н. Педагогика раннего детства: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / И. Н. Евтушенко; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Челябинский гос. педагогический ун-т". - . – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010 – 304 с.- ISBN 978-5-85716-831-8. - Текст : непосредственный

7. Запорожец, А. В. Восприятие и действие / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, А. Г. Рузская ; под ред. А. В. Запорожца. - Москва : Просвещение, 1967. - 323 с. . - Текст : непосредственный

8. Иваницкая, Е.Ф. Творческие игры дошкольников: (Из опыта работы воспитателей дет. садов г. Ленинграда)/ Е.Ф. Иваницкая: Сборник статей. - Москва : Учпедгиз, 1957. - 168 с.  - Текст : непосредственный

9. Избекова, Д. Н. Игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / Д. Н. Избекова // Журнал Детский сад / Д. Н. Избекова – 2015 – №8. – С. 16-21. - Текст : непосредственный

10. Комарова, И. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / И. В. Комарова // Журнал Обучение и воспитание: методика и практика / И. В. Комарова, Л. Л. Махина – 2019 – №11. – С. 21-27. - Текст : непосредственный

11. Коменский, Я.А. Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни / Коменский Я.А; под ред. и со вступ. статьей [с. 3-22] проф. А. А. Красновского. - 2-е изд.. - М.: Учпедгиз, 1957. — 352 с. - Текст: непосредственный

12. Лукашевич, В. В, Пронина, Е.Н. Психология и педагогика. Учебник/ В.В. Лукашевич, Е.Н. Пронина. - М.: Юрайт, 2019. - 296 с.- ISBN 5-902403-58-8. - Текст: непосредственный

13. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. для вузов. – Спб.: Питер, 2013 . – 592 с.- ISBN 978-5-459-01579-9. - Текст: непосредственный

14. Монтессори, М. Помоги мне сделать 

Педагогическая работа была проведена на базе МБДОУ «Детский сад № 9» г. Гороховец. На первом этапе была проведена диагностика, в исследовании приняли участие 12 детей раннего возраста (2-3 года).
Практика показала, что прежде, чем проводить образовательную деятельность с детьми раннего возраста воспитателю необходимо установить с детьми эмоциональный контакт, доверительные отношения, а также обращать внимание на общее состоянии ребёнка.
Для выявления сенсорного развития детей 2-3 лет была проведена диагностика, которая предусматривает выявление (уровня) сформированности у детей практической ориентировки на величину, форму, цвет.
За основу диагностики по выявлению сенсорного развития детей раннего возраста были взяты методики: Венгера Л. А., Стребелевой Е. А.
При проведении диагно