Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе действий с дидактическими игрушками
Введение
Сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. Это подтверждается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», где прописано, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)»[1].
Трудно переоценить значение сенсорного развития в раннем детстве, потому что именно данный период наиболее благоприятен для накопления
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРУШЕК КАК СРЕДСТВА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие и сущность сенсорного развития. Психолого-педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста 7
1.2. Дидактические игрушки и их роль в сенсорном развитии детей раннего возраста 14
1.3. Организационно-педагогические условия процесса сенсорного развития детей раннего возраста средствами дидактических игрушек 19
Выводы по главе 1 27
Глава 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРУШЕК КАК СРЕДСТВА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Диагностика уровня сенсорного развития воспитанников группы раннего возраста МБДОУ «Детский сад № 9» 28
2.2. Педагогические мероприятия по использованию дидактических игрушек для сенсорного развития детей раннего возраста 35
2.3. Анализ проведенной работы. Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических игрушек в сенсорном развитии детей раннего возраста 42
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва – Режим доступа: http://минобрнауки.рф (дата обращения 11.01.2023г.) - Текст : электронный.
2. Басырова, Е. С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде / Е. С. Басырова // Журнал Психология, социология и педагогика / Е. С. Басырова – 2020 – №2. – С. 35-42. – Текст : непосредственный
3. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: попул. пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1997 -273 с.- ISBN 5-7797-0031-1. - Текст : непосредственный
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 268 с.. - ISBN 978-5-91180-846-4. - Текст : непосредственный
5. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер, под ред. Л. А. Венгера . – М.: Просвещение, 1988 – 144 с.- ISBN 5-09-000732-2. - Текст : непосредственный
6. Евтушенко, И. Н. Педагогика раннего детства: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / И. Н. Евтушенко; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Челябинский гос. педагогический ун-т". - . – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010 – 304 с.- ISBN 978-5-85716-831-8. - Текст : непосредственный
7. Запорожец, А. В. Восприятие и действие / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, А. Г. Рузская ; под ред. А. В. Запорожца. - Москва : Просвещение, 1967. - 323 с. . - Текст : непосредственный
8. Иваницкая, Е.Ф. Творческие игры дошкольников: (Из опыта работы воспитателей дет. садов г. Ленинграда)/ Е.Ф. Иваницкая: Сборник статей. - Москва : Учпедгиз, 1957. - 168 с. - Текст : непосредственный
9. Избекова, Д. Н. Игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / Д. Н. Избекова // Журнал Детский сад / Д. Н. Избекова – 2015 – №8. – С. 16-21. - Текст : непосредственный
10. Комарова, И. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / И. В. Комарова // Журнал Обучение и воспитание: методика и практика / И. В. Комарова, Л. Л. Махина – 2019 – №11. – С. 21-27. - Текст : непосредственный
11. Коменский, Я.А. Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни / Коменский Я.А; под ред. и со вступ. статьей [с. 3-22] проф. А. А. Красновского. - 2-е изд.. - М.: Учпедгиз, 1957. — 352 с. - Текст: непосредственный
12. Лукашевич, В. В, Пронина, Е.Н. Психология и педагогика. Учебник/ В.В. Лукашевич, Е.Н. Пронина. - М.: Юрайт, 2019. - 296 с.- ISBN 5-902403-58-8. - Текст: непосредственный
13. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. для вузов. – Спб.: Питер, 2013 . – 592 с.- ISBN 978-5-459-01579-9. - Текст: непосредственный
14. Монтессори, М. Помоги мне сделать
Педагогическая работа была проведена на базе МБДОУ «Детский сад № 9» г. Гороховец. На первом этапе была проведена диагностика, в исследовании приняли участие 12 детей раннего возраста (2-3 года).
Практика показала, что прежде, чем проводить образовательную деятельность с детьми раннего возраста воспитателю необходимо установить с детьми эмоциональный контакт, доверительные отношения, а также обращать внимание на общее состоянии ребёнка.
Для выявления сенсорного развития детей 2-3 лет была проведена диагностика, которая предусматривает выявление (уровня) сформированности у детей практической ориентировки на величину, форму, цвет.
За основу диагностики по выявлению сенсорного развития детей раннего возраста были взяты методики: Венгера Л. А., Стребелевой Е. А.
При проведении диагно