Особенности формирования читательской грамотности у обучающихся второго класса
Введение
Вопросам обучения чтению всегда придавалось большое значение. На сегодняшний день формирование читательской грамотности является важной задачей для современной начальной школы, в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
ФГОС НОО определяет следующие предметные и метапредметные результаты: «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных жанров и стилей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в письменной и устной формах; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве в сети Интернет), сбора, организации, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской г
Содержание
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы формирования читательской грамотности 7
1.1. Читательская грамотность и ее особенности 7
1.2. Приёмы формирования читательской грамотности 10
1.3. Концептуальная таблица и её особенности 17
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня читательской грамотности у обучающихся 2 класса 21
2.1. Методика выявления уровня сформированности читательской грамотности младших школьников 21
2.2. Выявление уровня читательской грамотности у обучающихся 2 «Б» класса. 25
2.3. Организация работы по формированию читательской грамотности с использованием упражнений. 32
Выводы по второй главе 45
Заключение 46
Список использованных источников 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А. 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 58
ПРИЛОЖЕНИЕ В 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 67
Список использованных источников
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования, 2021. –11-12 с.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования. – М: Просвещение, 2010. – 152с.
Алексеева, М. Ю. Измерители качества обучения по литературному чтению:/ М. Ю. Алексеева. - Москва : Владос, 2013. - 35 с.
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2010,-159 с.
Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности./ - 2013 г/ 7 с.
Воронцов, А.В. Чтение как социально-экономическая проблема: / А.В.Воронцов // Начальная школа. – 2016. – №4. – 8-15 с.
Воюшина, М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: монография / М.П.Воюшина. Санкт-Петербург: СПЕКТР, 2009 – 39, 416 с.
В.П. Канакина, Г.С. Щёголева / «Начальная школа», 2016. №3 – C. 64, C. 70
В.П. Канакина, Г.С. Щёголева / «Начальная школа», 2015. №10 – C. 74
В.П. Канакина, Г.С. Щёголева /«Начальная школа», 2015. № 3 – C. 66
Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров / «педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических учебных заведений» Москва academa, 2003г. – 114 с.
Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19–21.
Ефимова, О. И. Развитие читательской грамотности младших школьников / О. И. Ефимова. - Москва : Академия. – 47, 209 с.
Коханова, В. А. Технологии и методики обучения литературе / В. А. Коханова. - Москва : Наука, 2013. - 115 с.
Кубасова, О. В. Литературное чтение: методические рекомендации к учебнику для 2 класса / О. В. Кубасова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.- 208 с.
Краткий отчет о результатах диагностической работы по читательской грамотности, 2017. - электронная ссылка - URL: – https://coko24.ru/?page_id=1
- объединяет информацию, содержащуюся в различных частях текста.
Проблемы, недостатки:
-при поиске ответа ссылается на нужный фрагмент текста, но часто подчеркивает требуемую информацию неточно
- неточно интерпретирует художественные тексты.
-трудно определить позицию автора
(6- 8) - находят явную информацию.
- читают скрытый смысл художественного текста, соотносит с ним смысл отдельных фактов, деталей и деталей.
- видят самое главное.
- правильно понимает логику информационного (образовательного, научно-популярного) текста.
- строит свое собственное суждение в этой логике.
Проблемы, недостатки: -испытывают трудности в построении сложных логических связей, понимании авторской перспективы и анализе средств выражения авторской мысли.