Формирование читательской грамотности подростков средствами цифровых технологий
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современной социальной среде роль книги постепенно уменьшается. В связи с этим отсутствие чтения в жизни подростка препятствует развитию кругозора, интеллектуальных способностей, мыслительной деятельности, нравственному воспитанию. В информационном обществе лидирующую роль в формировании личности подростка играют средства массовой коммуникации. Но несмотря на это чтение остается главным способом передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человечеством, средством образования и воспитания личности. В педагогической науке ученые обращались к проблеме читательской грамотности. Так, Н.Ф.Виноградова, Н.Н.Сметанникова отмечают важность формирования читательской грамотности; Г.А.Цукерман, А.А.Леонтьев рассматривают структуру функциональной грамотности; М.П.Воюшина обращается к педагогическим средствам формирования читательской грамотности на уроках русского языка.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………..
Глава 1 Теоретические основы формирования читательской грамотности подростков……………………………………………………
§1 Генезис идей о формировании читательской грамотности…...
§2 Суть и структура читательской грамотности подростков…….
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию читательской грамотности подростков……………………………………
§1 Средства формирования читательской грамотности подростков…………………………………………………………………..
§2 Сравнительный анализ результатов исследования…………….
Список использованных ресурсов…………………………………..
Приложения…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. / под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
- Бахтин, М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: ежегодник. – М., 1986. – 423 с.
- Белькова, А.Е. Методические способы формирование читательского интереса: сборник научных статей / А. Е. Белькова, П. А. Чубак // Молодой ученый, 2016. – 1842 с.
- Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 57)
- Богатырева, Ю.И., Привалов, А.Н., Ситникова, Л.Д. Классификация цифровых инструментов обучения для проектирования и реализации образовательного процесса [Электронный ресурс] / Современные проблемы науки и образования.–2022.–№5 - URL: https://science-education.ru (дата обращения: 04.06.2023).
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. [Текст]: Т.3 Проблемы развития психики / Л. С. Выготский / Под ред. А. М. Матюшкина.– М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
- Выготский, Л.С. Психология развития человека. — М.: Эксмо, 2005. — 1136 с.
- Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. — М.: Юрайт, 2017. — 359 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 479 с.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996. – 544 с.
Хотя средний балл читательской грамотности российских школьников выше среднего балла всех стран-участниц на 25 баллов, меньше среднего стран ОЭСР (Организации Экономического сотрудничества и развития ) на 8 баллов, уступает среднему десяти ведущих стран на 47 баллов и превышает средний балл десятка отстающих стран на 114 баллов. В 2018 году из 77 стран-участниц Российская Федерация находилась на 26-36 месте.