Организация самостоятельной работы студентов педагогического вуза в процессе группового взаимодействия в условиях образования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что современный специалист – это в первую очередь не только участник производственных процессов, но и их организатор. Он в это же время является и воспитателем для подчиненных, и научным работником. Все это обусловлено тем, что в условиях прогресса науки и техники, а также в условиях постоянно меняющейся социальной среды (в том числе ее экономической составляющей) специалисты сталкиваются с необходимостью решать неизвестные задачи, сложные. Особенно по сравнению с условно традиционными.
Специалисты должны не только решать производственные задачи, но и задумываться о том, как и какими средствами можно обеспечить развитие производства. Это требует от любого профессионала способности самостоятельно и ответственно подходить к решению разного рода задач.
Вопросами развития самостоятельности у молодых людей, в том числе студентов высшего педагогического учебного заведения и обучающихся школ, в разное время задавались разные выдающиеся педагоги.
Особо стоит отметить общеобразовательные учреждения и учреждения высшего педагогического образования. Именно в них общество буквально реализует и стратегию, и тактику собственного развития. Результативность и эффективность воспитания поколений людей в образовательных учреждениях – факторы, от которых зависит духовный потенциал социума, социальные и экономические условия жизнедеятельности людей.
Самостоятельность в учебных и образовательных процессах как таковую с разных сторон рассматривали Ж. Ж. Руссо, А. И. Герцен, Л. Н. Толстой и другие. Для этих авторов характерен подход, в рамках которого обучение детей и молодежи как образовательный и воспитательный процесс является очень важным.
В XX в. в отечественной педагогике часто поднимались и обсуждались вопросы, касающиеся развития самостоятельности обучающихся школ и высших учебных заведений в части познания научной информации, а также в части применения знаний и навыков, получаемых этими лицами, на практике. Эти вопросы интересовали следующих авторов: Н. К. Крупская, М. А. Данилов, Б. П. Есипов и другие. Некоторые из выдающихся ученых XX в. посвящали свои труды разработке методов воспитания самостоятельности у обучающихся разных учебных заведений.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
1.1. Самостоятельная работа студентов как педагогическая проблема……………………………………………………………………
1.2. Социально- педагогические предпосылки организации самостоятельной работы в педагогическом высшем учебном заведении………………….
1.3. Основные аспекты самостоятельной работы в учении и познании….
1.4. Психологические и педагогические особенности групповой формы обучения……………………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
2.1. Обеспечение групповой формы самостоятельной работы…………….
2.2. Групповая форма самостоятельной работы как способ формирования важных черт личности будущего профессионала …………………………
2.3. Решение задач образовательного характера в рамках групповой формы самостоятельной работы студентов с использованием мессенджера WhatsApp .………………………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алексеев Н.Г. Самостоятельность. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М., 1966.-765 с.
2. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Хре¬стоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг./ Под. ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М.; 1981.-С. 211-215.
3. Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. - 256 с.
4. Асмолов А.Г. Мир образования. Культурно-историческая психология и кон-струирование миров. - М. - Воронеж, 1966. - 124 с.
5. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. - М., 1981.-169 с.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Про¬свещение, 1982. -192 с.Белинский В.Г. Избр. пед. соч. - М.: Педагогика, 1982. - 271 с.
7. Белкин Е.Л. и др. Педагогические основы организации СРС в ВУЗах / Учеб¬ное пособие. - Орёл, 1989. - 65 с.
Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч. - М., 1979. - т. 2. - 304 с.
Ю.Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч. - М., 1979. - т. 2. - 308 с.
11.Блонский П.П. Память и мышление. - М. -Л., 1935. - 141 с.
12.Васильева Т.В. Сочетание групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности студентов как средство повышения эффективности обучения : Автореф. дис. канд. пед. наук. - Киев, 1985. - 22 с.
13. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики., 2-е изд. - М., 1926. - 288 с.
14.Вендровская Р.Б Воспитание в процессе обучения: теория и практика 20-х годов// Сов. педагогика. -1988. - № 4. - С. 16-28.
15.Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. - М.: Педагогика, 1982.-129 с.
І6.Вендровская Р.Б. Теоретическое обоснование организационных форм обу¬чения в советской дидактике 20-х годов // Сов. педагогика. -1980. - № 12. -С. 24-17.Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.; Просвещение, 1977. - 159 с.
18.Вербицкий А.А. Самостоятельная работа при подготовке бакалавра: переход от парадигмы обучения к парадигме образования. Самостоятельная работа студентов : По материалам Всерос. научно-практ. конф. «Самостоятельная работы студентов как основа образовательного процесса подготовки бака¬лавров», Москва - Красногорск, 20-21 ноября 1992г. - М., 1993. - 105 с.
19. Вербицкий А.А. Самостоятельная работа при подготовке бакалавра: пере¬ход от парадигмы обучения к парадигме образования. Самостоятельная ра¬бота студентов : По материалам Всерос. научно-практ. конф. «Самостоя¬тельная работы студентов как основа образовательного процесса подготовки бакалавров», Москва - Красногорск, 20-21 ноября 1992г. - М., 1993. -С. \\-12.
20.Вербицкий А., Попов Ю, Подлеснов В., Андросюк Е. Самостоятельная рабо¬та студентов: проблемы, опыт.// Высшее образование в России, 1995. - № 2. -С. 92-106.
21 .Высшее образование в Российской Федерации: время перемен. - М.: АНПО Наука, изд. фирма «Логос», 1992. - 84 с.
22.ГаруновМ.Г., Зотков P.M. Активизация внеаудиторной СРС. - М.: НИИ Проблем ВШ, 1977. -232 с.
23.Гарунов М.Г., Пидкасистый П.И. СРС. - М.: Знание, 1978. - 35 с.
24.Гарунов М.Г. СРС как предмет психолого-педагогических и социологиче¬ских исследований.// Проблемы активизации СРС - Пермь, 1979. - С. 44-49.
25.Герцен А.И. Опыт бесед с молодыми. Избр. пед. высказывания. - М., 1951. -190 с.
26.Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. - М., 1994. -170 с.
Осознавая особенности учебной деятельности, будучи осведомленными в части того, какие результаты ожидаются, участники образовательных процессов буквально становятся способными сравнивать то, что получается, с тем, что принято в качестве эталона или образца. Однако самостоятельного контроля учениками в отношении самих себя недостаточно.
Необходимым является контроль извне. Он буквально побуждает учеников к тому, чтобы совершенствовать собственные навыки и действия. П. П. Болонским выделены следующие этапы исключительно самоконтроля в аспектах его развития:
Отсутствие самоконтроля, материал не является усвоенным, но может быть освоенным.
Наличие «зачатков» самоконтроля, ученик становится контролировать репродуктивное мышление.