Социально-педагогические условия воспитания духовно-нравственных ценностей в системе непрерывного образования

Скачать дипломную работу на тему: Социально-педагогические условия воспитания духовно-нравственных ценностей в системе непрерывного образования. В которой определены социально-педагогические условия. Изучено воспитание духовно-нравственных ценностей личности
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
29.07.2025
Объем файла
797 Кб
Количество страниц
88
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуализация исследования. Явления и события, происходящие в современном обществе, нередко способствуют разрушению нравственных норм, традиций, обычаев. Они настолько серьезны, что вызывают обеспокоенность педагогов, родителей, ученых, руководства страны, что в немалой степени способствует появлению ряда нормативных документов, регулирующих процессы воспитания в нашей стране. Кризис нравственности в настоящее время рассматривается как угроза обществу и государственности.

Вопросами исследования ценностей, ценностных ориентаций занималось много исследователей на протяжении ХХ века:  А. Ахиезер, Ю. Борева, В.А. Блюмкин., С. Гольдентрихта, Б.И. Додонов, А. Г. Здравомыслов, М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, М. Рокич, С.Л. Рубинштейн,  Н.Е. Щуркова, В. Ядов и ХХI веке: Е.К. Аль-Янаи, С. Анисимова, И.Г. Афанасьева, О. Бакурадзе, Т. Гузенкова,  Л. Дробижилова, О.Г. Дробницкий, А. Запесоций, В. Иванова, А. Ивина, В. Келле, Б.С. Круглов, К. Любутина, М. Мамардашвили, Е. Мамчур, Н. Мотрошилова, И. Нарский, Б. Орлова, Е. Попова, В. Сагатовский, Л. Столович, Г. Тульчинский, М. Туровский, А. Хапсирокова, Н. Чавчавадзе, Л. Чухина, Ю. Шилкова, Г. Шингарова, А. Штерн, Н. Эйнгорн.

Содержание

Введение. 3

ГЛАВА 1 СПЕЦИФИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СТРУКТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. 10

1.1. Изучение феномена духовно-нравственных ценностей в философии, психологии, педагогике. 10

1.2. Место ценностных ориентаций личности в системе педагогических задач. 32

ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ ВОСПИТАНИЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ   60

2.1. Модель реализации социально-педагогических условий воспитания духовно-нравственных ценностей в системе непрерывного образования. 60

2.2. Исследование по выявлению уровня духовно-нравственных ценностей воспитанности в системе непрерывного образования по методике Н.П. Капустина  64

Заключение. 75

Список использованных источников. 78

Приложение 1. 88

Приложение 2. 94

 

Список использованных источников

1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) 2023.
2.Федеральный закон от 19. 05. 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
3.Указ Президента Российской Федерации от 21. 07. 2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
4.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29. 05. 2015 № 996-р — и План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12. 11. 2020 № 2945-р;
5.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утверждена Указом Президента РФ от 01. 12. 2016 № 642 (в ред. Указа Президента РФ от 15. 03. 2021 № 143);
6.Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31. 12. 2015 № 683;
7.Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09. 05. 2017 № 203;
8.Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утверждены распоряжениям Правительства Российской Федерации от 29. 11. 2014 № 2403-р;
9.Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22. 03. 2017 № 520-р;
10.Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года, Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей.
 

Духовная ограниченность привела к материальным и духовным разрушениям: распад страны, спад экономики. Наиболее ярко духовная ограниченность проявилась в том, что касается детей - социальное сиротство. Отсутствие бережного отношения к своим близким и к себе имеет разные проявления. Без чувства любви нет необходимости беречь отношения, близких, это воспринимается как само собой разумеющиеся, как данность, нет осознания, что над сохранением таких простых категорий необходимо трудиться, а далее получается, как в поговорке: «что имеем – не храним, потерявши – плачем,». Изменение ситуации может быть только через понимание, которое приведет к созиданию как материальных, так и не материальных ценностей. Сегодня духовно-нравственное воспитание молодежи становится все более актуальной проблемой в нашей стране. Это связано с вызовами в нравственной сфере, которые особенно ощущаются в молодежной среде. Низкий уровень рождаемости, внебрачные дети, сожительство, аборты - все это является негативными последствиями отсутствия качественного духовно-нравственного воспитания. Особенно опасным является влияние информации из Интернета и социальных сетей, которые часто пропагандирует псевдоценности и негативные явления, такие как однополые браки, субкультура childfree, отрицающая рождение детей, появление зоогендеров в подростковой среде. Через Интернет идет большой поток информации о суицидах в подростковой и молодежной среде, проявлениях насилия и жестокости, что негативно влияет на молодежь [80]. В психологии духовность рассматривается как стремление к высоким нравственным идеалам, которые имеют приоритет перед сиюминутными потребностями и влечениями. Развивающаяся личность постоянно стремится к нравственному самосовершенствованию, что и является проявлением ее духовности. Свобода - это стремление к внутренней и внешней независимости, признание прав каждой личности, независимо от ее социального положения, национальной, религиозной, политической, классовой и иной принадлежности. Однако, свобода несет ответственность за свои действия. Ответственность - неотъемлемый атрибут свободы и сопутствует ей всегда, где свобода является реальным благом для личности. Р.С. Немов в своей работе конкретизирует: «Ответственность — обратная сторона и неизменный спутник свободы там, где свобода есть действительное благо для личности. Свобода без ответственности — это безответственность, ответственность без свободы — это рабство. То и другое могут стать самими собой лишь тогда, когда они сочетаются и взаимно друг друга дополняют. Ответственность также можно рассматривать как внутреннюю готовность человека добровольно брать на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом. Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями» [61].