Организационно-педагогическое обеспечение внеурочной деятельности младших школьников по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата
ВВЕДЕНИЕ
Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой постоянно находится ребенок до 18 лет. В эти годы отмечается интенсивный рост, развитие, социальное и биологическое созревание организма. В тоже время организм подвергается воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации детей, глее среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…....3
ГЛАВА 1. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ….……………………………………………………………………..7
Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата у младших школьников…………………………………………...…………..……..……….7
Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста………………………………………………...……….….11
Организация внеурочной деятельности по физической культуре у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с ФГОС…………………………………………………………………........….14
Средства и методы внеурочных занятий по физической культуре у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата……………...19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………...…..27
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………...28
2.1. Методы исследования…………………………………………………………....28
2.1.1. Анализ научно-методической и педагогической литературы……………....28
2.1.2. Анкетирование……………………………………………………….………....29
2.1.3 Педагогическое наблюдение………………………………………….……..…30
2.1.4. Педагогический эксперимент……………………………………………....….30
2.1.5 Педагогическое тестирование…………………………………………………31
2.1.6 Метод математической статистики…………………………………………….31
2.2. Организация исследования…………………………………………..…………..32
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ………………………….…….…34
3.1. Результаты анкетирования…………………………………………………...…..34
3.2.Результаты педагогического наблюдения……………………………………….38
3.3.Результаты педагогического эксперимента …………………………….………39
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ……………………………………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..………………..61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….……64
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………....68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аболишин, А.Г. Физическая реабилитация детей среднего школьного возраста с нарушением осанки / А.Г. Аболишин. - Москва, 2015. – 136 с.
2. Валеев, Р.Ф. Оздоровление детей 7-9 лет с отклонениями в состоянии позвоночного отдела опорно-двигательного аппарата средствами лечебной физической культуры /Р.Ф. Валеев. – Москва., 2017. – 169с.
3. Виленская, Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: факторы риска и пути их устранения /Т.Е. Виленская. – Москва. 2016. – 150 с.
4. Гутерман, Т.А. Дифференцированная коррекция нарушений осанки у детей 6-7 лет средствами оздоровительной физической / Т.А. Гутерман. – Краснодар, 2015. – 174 с.
5. Дидук, И.А. Воспитание ответственного отношения младших подростков к здоровью как к общественной ценности / И.А. Дидук. – Смоленск, 2017. – 21 с.
6. Доскин В.А. Растём здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры/В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. – Москва, Просвещение, 2011. - 450 с.
7. Железняк, Ю.А. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» /Ю.А. Железняк, В.М. Минбулатов. – Москва.: Академия, 2016. – 272 с.
8. Жуковин И. Ю. Валеология в учебно-воспитательном процессе вспомогательной школы/Диагностика, коррекция, валеология в специальном(коррекционном) образовании. Красноярск: РИО КГПУ, 2019. - 290 с.
9. Журавлёва М, Стасюк А. О системе физкультурно-оздоровительной работы/У Дошкольное воспитание. - №9. - 2017. – с.17
10. Зайцев Н. К. Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей/Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3,- Владивосток: Дальнаука, 2016. - 334 с.
11. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ. - Москва.: изд-во ГНОМ и Д, 2018. -435 с.
12. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - Москва.: Медицина, 2019.- 228с.
Все внеурочные занятия начинались своевременно. Инвентарь был подготовлен заранее, все необходимые санитарные требования были соблюдены.
Преподаватель собирала занимающихся, сообщала им задачи занятия. Они были поставлены грамотно, конкретно и соответствовали этапу и периоду подготовки.
Комплекс упражнений, подобранных преподавателем в подготовительной части занятия решали поставленные задачи занятия. Упражнения были методически правильно подобраны и соответствовали возрасту, полу и физиологическим особенностям обучающихся. На протяжении всего занятия сохранялась отличное поведение занимающихся и уважительное отношение к учителю. По поведению учеников было видно, что преподаватель по физической культуре пользуется авторитетом и уважением у учеников.
В подготовительной части занятия была проведена разминка. Исправлялись ошибки и присутствовали методические указания.
В основной части использовался групповой метод тренировки. При выполнении упражнений давались методические указания и исправлялись ошибки. Применялся метод целостного изучения упражнения. Использовались словесный и наглядный методы. После выполнения каждого упражнения подводились итоги.
В заключительной части внеурочной деятельности всегда проводилась заминка для восстановления дыхания и пульса. Затем подводились итоги занятия. Задачи, поставленные на все внеурочные занятия по физической культуре у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, были полностью решены.