Современные подходы к организации самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка в средней школе
Введение
Актуальность темы исследования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования от учащегося требуется умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей образовательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Качество образовательного процесса в школе характеризуется тем, насколько учащиеся усвоили конкретные знания и могут их применять в повседневной жизни. В современной школе уделяется значительное внимание самостоятельному обучению, однако, зачастую, некоторые методы и приемы проведения урока с применением самостоятельной работы не показывают должной эффективности усвоения учебного материала.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы организации самостоятельной работы при изучении иностранного языка. 6
1.2 Понятие «самообразовательная компетенция», компоненты самообразовательной компетенции 8
1.4 Роль самостоятельной работы в процессе обучения иностранному языку в условиях реализации ФГОС 13
Глава 2 Организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка 18
2.2 Формы организации самостоятельной работы учащихся средней школы на уроках немецкого языка 20
2.3 Разработка упражнений с использованием форм самостоятельной работы на уроках немецкого языка 26
Список использованной литературы.. 39
Список использованной литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования от 17 мая 2012 г. №413. [Электронный ресурс] // Федеральные государственные стандарты. – М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО. – URL: http://минобрнауки/документы/2365. (дата обращения: 14.02.2023).
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
Ворошнина О.Р., Гаврилова Е.В. Системно-деятельностный подход как основа организации самостоятельной работы студентов // Пермский педагогический журнал. – 2016. – №8. – С. 54-58.
Ганиатуллин И.А. Самостоятельная работа в обучении иностранному языку как специальности // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. – Екатеринбург: урал.гос.пед.ун-т., 2013. – С. 120-126.
Голант Е.Я. Значение самостоятельной работы школьников // Советская педагогика. – 1942. - № 8-9. – С. 30-43.
Горбузова М.С. Формирование исследовательских умений у будущих учителей в процессе самостоятельной работы // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №6. – С. 1-7.
Демьянова М.В. Принципы организации самостоятельной работы студентов как фактор повышения эффективности обучения // Вестник Казанского университета. – 2013. – №4. – С. 1-4.
Дроздова Д.В. Формирование самообразовательной компетенции при обучении иностранным языкам на основе латинского языка / автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. – СПб., 2009. – 23 с.
Жданко Т.А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Magister Dixit. – 2012. – №1. – С. 183-189.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с.
Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. – М.: Аркти, 2002. – 176 с.
В рамках данного исследования необходимо руководствоваться обще дидактическими принципами обучения, которые были сформулированы М.А. Даниловым и дополнены Э.Г. Азимовым и А.Н. Щукиной. Среди них рассмотрим следующие:
– принцип воспитывающего обучения реализуется в процессе формирования мировоззрения учащихся, овладении ими нравственными нормами поведения. В процессе преподавания иностранного языка он проявляется также в содержании учебного материала (материалов), призванных развивать у обучающихся личностные качества, образовательную компетенцию по воспитанию личности;
– принцип сознательности, подразумевающий использование языкового мышления, понимание стоящих перед ними задач и самостоятельный поиск решений. Такая информация должна способствовать осознанному пониманию фактов, определений законов с умением правильно выражать свои мысли в речи. Реализация рассматриваемого принципа в обучении означает сознательное отношение обучающегося к самому процессу обучения, что предполагает овладение приемами самостоятельной работы. Применительно к самостоятельной работе на уроках иностранного языка принцип способствует развитию элементов самостоятельного поиска и подбора информации [23, с. 38];
– принцип активности подразумевает под собой максимальное использование и максимальную активизацию психических процессов обучающегося, внимания, мышления, памяти или воли для понимания речи на изучаемом языке. Основными источниками активности являются цели, мотивы, желания;
– принцип наглядности. При обучении иностранному языку наглядность представляет собой переход в сознании обучающегося от чувственного восприятия к абстрактному мышлению. В процессе обучения языка, изучающего изучаемый язык используется как средство познания ( картинки), видеозаписи, аудиозапись);