Особенности обучения числительным при формировании лексико-грамматических навыков у школьников
Введение
Все больше и больше людей выбирают для изучения китайский язык. Это определяется положением Китайской Народной Республике на мировой арене в сферах экономики, политики и культуры. Сотрудничество России и Китая и дружеские отношения между этими странами делает вопрос изучения китайского языка как средства межкультурной коммуникации особенно актуальным.
При изучении любого иностранного языка важную роль играет обучение системе счисления, принятой в данной культуре; а также обучение правильному использованию в речи числительных. Числительные – это слова, выражающие число, количество, меру, а также порядок счета. Люди оперируют числительными каждый день в ситуациях как бытового, так и делового общения.
Оглавление
Глава I. Теоретические основы изучения числительных китайского языка 6
Значение и функции числительного 6
Виды и классы китайских числительных 7
Грамматические особенности числительных 8
Сведения из истории развития китайской системы счисления 10
Общая характеристика китайской системы счисления 12
Правила записи чисел иероглифами 12
Особенности употребления числительного «два» 13
Способы выражения дробей и процентов 13
Средства выражения приблизительного количества 14
Понятие лексико-грамматического навыка в китайском языке 18
Трудности, с которыми учащиеся сталкиваются при изучении числительных 22
Способы и приемы к обучению числительным китайского языка 25
Список литературы
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
Банкова Л.Л. Классификация китайских количественных числительных согласно критерию точности и целостности обозначаемых ими чисел // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2021. – Т. 163, кн. 4–5. – С. 194–206.
Банкова, Л. Л. Числительные комплектов "небесные стволы" и "земные ветви" в китайской фразеологии / Л. Л. Банкова // Язык. Культура. Коммуникация. – 2019. – № 22. – С. 221-229.
Божко Е.М., Ильнер А.О. Компетентностный подход в России и за рубежом: исторические и теоретические аспекты // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №1.
Горелов В. И. Теоретическая грамматика современного китайского языка : учеб. пособие / В. И. Горелов. — Москва : Просвещение, 1989. 318 с.
Готлиб О. М. Практическая грамматика современного китайского языка : учеб. пособие/ О. М. Готлиб. — Москва : АСТ: Восток-Запад, 2008. 287 с.
Жань, Л. Символика чисел в китайской культуре и китайском языке / Л. Жань // Филология, лингвистика, журналистика: актуальные вопросы и современные аспекты : сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 октября 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение", 2020. – С. 28-32.
Кутафьева, Н. В. Выражение неопределенного количества в диахронном аспекте в китайском и японском языках / Н. В. Кутафьева // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. – 2017. – Т. 16, № 4. – С. 91-97.
Разуваева Т.А. Компетентностный подход к образованию: краткий теоретический анализ // Вестник КГУ. 2010. №1.
Розенталь, Теленкова, 1985 Розенталь, Д.Э., Теленкова, М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителя / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 399 с.
При изучении китайской системы счисления учащиеся сталкиваются с рядом трудностей, которые осложняют процесс овладения китайским языком. Данные трудности по отношению к предмету изучения имеет смысл разделить на базовые и специальные
Базовая трудность – это трудность, с которой учащиеся сталкиваются на каждом этапе обучения при освоении практически всех навыков и умений. Иными словами, возникновение базовых трудностей обусловлено особенностями китайского языка в целом, такие трудности не привязаны к китайской системе счета и китайским числительным. К базовым трудностям следует отнести трудности обучения написания китайских цифр и чисел иероглифами; трудности, возникающие при произношении слов; а также трудности, связанные с чтением встреченных в тексте чисел. К трудностям в обучении также приводит тот факт, что слова в китайском языке, в отличие от русского морфологически не изменяются.
Специальные трудности своим происхождением обязаны особенностями китайской системы счисления, грамматическим особенностям китайских числительных, особенностям записи числительных с помощью иероглифов. Также следует упомянуть трудности, связанные с изучением способов и средств выражения дробей, процентов и приблизительного количество, которые также имеют свои отличия в русском и китайском языках.
Остановимся подробнее на каждой из специальных трудностей.
Основным препятствием на пути к овладению китайской системой счета, безусловно, является отличие китайской системой разрядов от системы разрядов, которая используется в русской системе счисления. Наличие разряда 万 wàn, который обозначает десятки тысяч, непонятно для учащихся. Чтобы научиться быстро оперировать этим разрядом, требуются большие усилия, потому что речь идет о различии процесса вычисления на уровне мыслей. Также трудностей будет являться отсутствием в китайской системе счисления разряда миллионов [Чепуряева: 2022, 617-623].