Возможности использования игр в обучении дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Темой курсовой работы является использование игровых приёмов в обучении дошкольников. Игра является ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста, поэтому без сомнения можно говорить, что использование игровых методов на занятиях с дошкольниками может улучшить учебный процесс и повысить познавательный интерес у детей.Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируется многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.Актуальностью темы является то, что игровые приёмы способствуют усвоению учебного материала через своеобразную практику, вносят интерес и разнообразие в учебный процесс дошкольников. Игра способствует вовлечению детей в процесс обучения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...………………….…3
Глава I. Теоретические основы использования игровых приёмов в обучении дошкольников……………….…………………………………....6
1.1 Понятие и функции обучения…………………………………………....6
1.2 Особенности обучения дошкольников……………………………..…..10
1.3 Роль и значение игрового процесса в обучении дошкольников……...11
1.4 Классификация игр, используемых на занятиях с дошкольниками.....15
Выводы по I главе……………………………………………………………..
Глава II. Эмпирические исследования использования игровых методик на занятиях с дошкольниками……………..…………………..19
2.1 Анализ исследования «Формирование эмоциональной децентрации у дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры» (Авторы: Кукава Софико Генадьевна; Островерх Оксана Семёновна)…………………..…..19
2.2 Анализ исследования «Игровая деятельность как фактор развития креативности дошкольников в условиях детского сада» (Автор: Муравьева Полина Андреевна).................................................................………………..31
2.3 Анализ исследования «Влияние различных видов игр на развитие навыков самоконтроля у младших дошкольников» (Авторы: Шалова Светлана Юрьевна; Савинова Алина Владимировна)…………….....……..39
Выводы по II главе………ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...………………….…3
Глава I. Теоретические основы использования игровых приёмов в обучении дошкольников……………….…………………………………....6
1.1 Понятие и функции обучения…………………………………………....6
1.2 Особенности обучения дошкольников……………………………..…..10
1.3 Роль и значение игрового процесса в обучении дошкольников……...11
1.4 Классификация игр, используемых на занятиях с дошкольниками.....15
Выводы по I главе……………………………………………………………..
Глава II. Эмпирические исследования использования игровых методик на занятиях с дошкольниками……………..…………………..19
2.1 Анализ исследования «Формирование эмоциональной децентрации у дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры» (Авторы: Кукава Софико Генадьевна; Островерх Оксана Семёновна)…………………..…..19
2.2 Анализ исследования «Игровая деятельность как фактор развития креативности дошкольников в условиях детского сада» (Автор: Муравьева Полина Андреевна).................................................................………………..31
2.3 Анализ исследования «Влияние различных видов игр на развитие навыков самоконтроля у младших дошкольников» (Авторы: Шалова Светлана Юрьевна; Савинова Алина Владимировна)…………….....……..39
Выводы по II главе…………………………………………………………..
Заключение……………………………..…………………………….………50
Список литературы………………………………….…………………..….53
Приложения…………………………………………..………………..….....56…………………………………………………..
Заключение……………………………..…………………………….………50
Список литературы………………………………….…………………..….53
Приложения…………………………………………..………………..….....56
Список литературы
1. Авдулова Т.П. Психология игры: учебник для вузов – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 232 с.
2. Абрамян Л.А., Антонова Т.В. и др. Под ред. С.Л.Новоселовой. Игра дошкольника. М., 1999-286 с.
3. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие для вузов/ В. Н. Белкина.- 2-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2020.- 170 стр.
4. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018.-218 с.
5. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 253 с.
6. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019.-464 с.
7. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 425 с.8. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация / В.И. Загвязинский. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2006.-192 с.
9. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка.— М.: Педагогика, 1986.— 320 с.
10. Изотова [и др.]. ; под редакцией Е. И. Изотовой. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 222 с.
11. Изотова Е.И., Хузеева Г.Р., Авдулова Т.П. Психология дошкольного возраста; Ч.2 под ред. Изотовой Е.И. – М. : Издательство Юрайт, 2022. – 240 с.
12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-416 с.
Под обучением люди обычно понимают процесс передачи знаний, умений, навыков. Но знания просто так получить или передать нельзя. Это не физический объект, который мы можем передать из рук в руки или переложить из своей головы в другую. Знания - это результат определенных процессов в психике человека, а это значит, что они могут возникнуть только в результате его собственной деятельности и активности. Ребенок должен активно взаимодействовать в учебном процессе, но добиться этого не так уж просто. Французский ученый Паскаль совершенно справедливо отметил, что ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо воспламенить.И.П. Подласый писал, что «обучение —это совместная деятельность как учителя, так и учащихся, упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели» [17;130].Немного иное определение обучению дала А. Г. Гогоберидзе. Она писала, что «Обучение- это общение учителя и детей, в процессе которого происходит управляемое познание, освоение социокультурного опыта, овладение конкретными видами деятельности, которые лежат в основе формирования личности, освоения системы ценностей.». Данное определение отличается от первого тем, что в нём описаны цели, которые достигаются в процессе обучения.Наиболее развёрнутое определение дал Харламов И.В. Он был убежден, что обучение-это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию их творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов, и убеждений [23:143].