Дидактические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики
Введение
На сегодняшний день, современном этапе развития общества наша страна находится в сложной ситуации, и переживает сложные времена. Общество находится на пороге новой идеологии, нового строя общества.После введения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения перед начальным образованием установились новые цели. Основной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностныеи регулятивные действия, познавательный интерес, коммуникативные. Познавательные универсальные действия включают в себя: общеобразовательные , логические и коммуникативные.
До начала начальной школы ребенок должн освоить элементы логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.).
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников на уроках математики 7
1.1. Особенности логического мышления младших школьников 7
1.2. Дидактические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики 15
1.3. Методика изучения темы «Деление на однозначное число » 23
1.4 Методы и средства формирования логического мышления младших школьников на уроках математики ................................................................28
Глава 2. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики 35
2.1. Анализ педагогического опыта по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики 35
2.2. Комплекс заданий, направленных на развитие логического мышления младших школьников на уроках математики 45
Заключение 5
Список использованной литературы 55
Список использованной литературы
1. Андрущенко, Т.Ю. Коррекция и развитие игрой [Текст] / Т.Ю. Андрущенко // Начальная школа. - 2005. - - №5. - с. 56-58.
2. Бабкина, Н.В. Логические задачи для развития интеллекта младших школьников [Текст] /Н.В. Бабкина. - М.: Школьная пресса, 2006. - 24 с.
3. Баранов, С.П., Чиркова, Н.И. Развитие логики мышления младших школьников [Текст] / С.П. Баранов, Н.И. Чиркова // Начальная школа. - 2006. - №12. - с. 22-25.
4. Белошистая, А.В., Левитес, В.В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной систем занятий: Монография. [Текст] / А.В. Белошистая, В.В. Левитес - Мурманск: МГПУ, 2009. - 104 с. ISBN 978-5-534-11554-3
5. Белошистая, А.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника [Текст] /А.В. Белошистая, В.В. Левитес // Начальная школа + До и после. - 2006. - №9. - с. 15-17 ISBN 978-5-534-11117-0
6. Брунчукова, Н.М. Использование игр-телепередач на уроках математики [Текст] /Н.М. Брунчукова // Начальная школа. - 2010. - №6. - с. 42-45
7. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] /Л.М. Веккер - М.: Смысл, 2001. - с. 208.ISBN 5-89357-041-3
8. Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться [Текст] / Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2004. - 144 с.ISBN 5-8291-0374-5 (в обл.)
9. Волков, Б.С. Психология младшего школьника: уч. пособие [Текст] / Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2005. - 208 с. ISBN 5-8291-0561-6 (Акад. проект)
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]/ Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т., Т.2. /Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.ISBN 978-5-17-050057-4
11. Гайсон, Р. Психоаналитические теории развития [Текст] / Р. Гайсон, Ф. Тайсон. - Екатеринбург: Деловая книга. 2005.-с. 480 ISBN 5-88687-019-9
12. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст] / П.Я. Гальперин. - М., 2000.-с. 600 ISBN 5-8013-0070-8
Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста мышление сильно отличается от мышления детей младшего школьного возраста. На мышление детей дошкольного возраста влияет такое качество, как непроизвольность и малая управляемость и в постановке мыслительной задачи и в ее решении. Они больше думают о том, что их интересует или увлекает. Младшие школьники, когда им необходимо регулярно выполнять задания в обязательного характера, учатся управлять своим мышлением. Думать нужно, не только тогда итолько в том случае,если это важно или нравится то, о чем надо думать [16,с.34].Конечно, в 6-7 лет понятийное мышление еще не сформировалось, и все же задатки этого вида мышления уже есть.Исследования детского мышления и его развития, в частности перехода от практического к логическому, были начаты Л.С.Выготским. Им же были намечены основные пути и условия этого перехода. Эти исследования, продолженные А.А.Люблинской, Г.И.Минской, Х.А.Ганьковой, показали, что практическое действие, даже на высшем уровне развития логического мышления остается как бы «в резерве». «Мышление руками» остается «в резерве» даже у подростков и взрослых, когда новую задачу они не могут решить сразу словесным путем – в уме [16,с.134].Из-за понимания роли практического действия в процессе развития всех высших форм мышления людей, была разработана концепция «поэтапного формирования умственного процесса»,созданная П.Я.Гальпериным. Сначала ребенок учится решать задачу с помощью внешних материальных действий. Первый раз эти действия представляются и проговариваются ребенком (сначала громко, затем тихо).