Развитие общеучебных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья с использованием инновационных технологий в инклюзивном образовательном процессе

Целью нашей работы стало выявление эффективности использования инновационных технологий для повышения уровня общеучебных умений и навыков в инклюзивном образовательном процессе
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
25.08.2022
Объем файла
3199 Кб
Количество страниц
296
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Общеучебные умения и навыки – один из приоритетов современного начального образования, который определяет успешность всего последующего обучения. 
Проблема эффективного формирования учебной деятельности школьника, развитие у него общеучебных умений и навыков относится к числу самых актуальных проблем педагогики. Её решение зачастую определяет успешность процесса учения, качество образования выпускника школы и результативность той или иной системы обучения. Особую актуальность, эта проблема приобретает применительно к начальной школе именно потому что наблюдается резкое увеличение детей различными интеллектуальными и речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. 
Использование приёмов, методов и технологий в их классическом варианте приводит к тому, что дети с ограниченными возможностями здоровья выпадают из учебного процесса, остаются в стороне будучи не в силах на равных принимать участие в работе класса.
Работая с детьми с особыми возможностями здоровья необходимо помнить и учитывать их индивидуальные особенности развития, искать особые подходы, создавать определённые условия для развития и формирования общеучебных умений, навыков и компетенций. В современной школе очень живо встаёт вопрос – как, учитывая особенности развития всех детей в классе, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья, организовать дифференцированную работу так, чтобы все дети в классе имели возможность гармонично развиваться.

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы изучения развития общеучебных навыков у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном процессе….. 8

1.1. Общеучебные навыки как предмет научного изучения……. 8

1.2. Инклюзивное образование как педагогический феномен… 13

1.3. Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………… 16

1.4. Взаимосвязь развития пространственных представлений и формирования общеучебных навыков в целом………………………….... 18

1.5. Инновационные технологии в начальном образовании…………………………………………………………………. 23

1.6. Использование инновационных технологий для развития общеучебных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………………… 26

Выводы по главе 1……………………………………………………. 28

Глава 2. Исследование состояния сформированности общеучебных навыков у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном процессе. Констатирующий эксперимент……………... 29

2.1. Цель, задачи, методики констатирующего эксперимента…….. 29

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………… 34

Выводы по главе 2……………………………………………………. 61

Глава 3. Экспериментальная работа по развитию общеучебных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном процессе…………………….. 62

3.1. Цель, задачи, содержание формирующего эксперимента…….. 62

3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента…………… 72

Заключение …………………………………………………………... 105

Список литературы…………………………………………………... 109

Приложения …………………………………………………………...   117

Список литературы

1. Айсмонтас Б.Б. – Педагогическая психология. Электронный ресурс:  https://studfile.net/preview/3539206/page:69/

2. Азова О. И. Дизорфография у младших школьников общеобразовательной школы /О.И. Азова // V Царскосельские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2001. 

3. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., «Просвещение», 1964. – 304с.

4. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф., Шемякин Ф.Н. Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений // Вопросы психологии. – 1968. – № 4.

5. Аккредитация в образовании – Инклюзивное образование – это… электронный ресурс: https://akvobr.ru/inklyuzivnoe_obrazovanie_ehto.html

6. Артемьева Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. - Казань: Отечество, 2013. - 157с.

7. Асоскова С.А. Диагностика и развитие мотивации достижения. 2012. Электронный ресурс: http://www.protema.ru/competitions/uud-virt/item/141-diagnostika-i-razvitie-mitivatsii-dostizheniya  

8. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 560 с.  (Труды д. чл.-кор. АПН СССР). 

9. Бадиев С. От традиций – к инновациям (к вопросу о сущности технологий обучения) С. Бадиев //Учитель. - 2008. №6. 

10. Бормотова М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики // Начальная школа. - № 9. - 2005.

11. Варова Т.В. Самоконтроль в работе над грамотностью. Алгоритм поиска и квалификации орфографической ошибки//Вестник. – 2003. - №11.

12. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников.Учебно-методическое пособие / — М.: В. Секачев, 2007. — 224с.

13. Воровщиков С.Г. Универсальные учебные действия как метапредметный компонент содержания основного общего образования/ С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко // Справочник зам. дир.школы .-2012.-№5.-С.67.

14. Воронина В.М., Формирование общеучебных умений и навыков у учащихся./ Электронный ресурс http://www.irorb.ru/ (дата доступа 05.02.2018) 

15. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996 г.

16. Габай Т.В. Учебная деятельность и её средства. – М., 1988.

17. Габеева Л.Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности. Вестник бурятского государственного университета. – Выпуск №1. – 2013.

18. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий// Исследования мышления в советской психологии/ Под ред. Шороховой В.В. – М., 1966.

19. Генике Е.А. Активные методы обучения: новый подход. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. — 176 с.

20. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. -- М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.

21. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. 144 с.  

22. Даркулова К.Н., Халмуратова М.Ш., Инклюзивное образование как педагогический феномен /Южно-Казахстанский государственный педагогический институт Шымкент, Казахстан/

23. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. - Волгоград: Учитель, 2008.-118 с. 

24. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособие для слушателей ФПК, директоров общеобразоват. школ и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / под. ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина, М., «Просвещение», 1975. – 303с.

25. Дюмина С.В. Управление процессом формирования общих учебных умений и навыков младших школьников. /Инновационные проекты и программы в образовании/ 2009/1. Инновации в школе/. – С. 67 – 75. 

26. Елецкая, О.В. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста/ О.В. Елецкая. - М.: Школьная Пресса, 2003. – 194 с. 

27. Елецкая О.В., Китикова А.В. Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников: Рабочая программа: Программно-методические материалы / О.В. Елецкая, А.В. Китикова / Под науч. ред. О.Н.Тверской. – М. : Редкая птица, 2018. – 72с. (серия «Школьный логопед»).

28. Зайцев, Д. В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья [сайт] / Д. В. Зайцев // Интернет–конференция. – 2005. – URL: http://www.socpolitika. ru/conferences/3985/3986/3988 document 4052.shtml (дата обращения: 20.08.2019).

29. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Университетская книга; Логос, 2008. – 383с.

30. Зуева, М.В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии/М.В. Зуева, Б.В. Иванова. М.: Просвещение, 1989.- 157 с.

31. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Асмолов А.Г. [и др.]; Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. 

32. Китикова А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников: учебно-методическое пособие / А.В. Китикова; под науч. ред. О.В. Елецкой. – ч. i. – М. : Редкая птица, 2017. – 112 с. — (Школьный логопед).

33. Концепция структуры и содержания общего образования ( в 12-летней школе): Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 № 224// Нормативно-правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в Российской Федерации. М.: АПК и ПРО, 2002. С. 40–50. 

34. Краевский В.В., Лернер И.Я., Журавлев И.К. и др. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / под общ. ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. 320 с.

35. Куликова Е.М.; под науч. ред. Дягилевой Л.С. Учим учиться: Курс практических занятий «Формирование общих учебных умений и навыков учащихся» для педагогов общеобразовательных школ /; ГАОУДПО (пк) С РК «Коми республиканский институт развития образования». – Сыктывкар, 2012. – 144 с.

36. Лошкарева, Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составной части целостного учебно-воспитательного процесса / Н.А. Лошкарева. Дисс. док. пед. н. М.: 1990. - 378 с. 

37. Марцун, Н.С. Современные подходы к диагностике и коррекции трудностей в обучении / Н.С. Марцун // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». – № 15. –2015. – С. 20-27

38. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 224 с. (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).  

39. Мымбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать. Алматы: Крыша. 2007. - 283 с.

40. Николаева Л.Н., Проблема формирования общеучебных умений и навыков у учащихся в контексте стандартизации образования/ Электронный ресурс http://www.jeducation.ru/3_2009/36.html (дата доступа 05.02.2018) 

41. Общеучебные умения и навыки – важнейшее условие деятельности и развития самообразования учащихся./ Электронный ресурс shkola6.3dn.ru/doki/4.doc (дата доступа 04.02.2018) 

42. Общеучебные умения и навыки – необходимое условие успешности обучения./ Электронный ресурс sheg-school2.edu.tomsk.ru/ files/File/doc/doklad%204.doc (дата доступа 04.02.2018) 

43. Общеучебные умения и навыки./ Электронный ресурс http://149school.ru/publ/10-1-0-10 (дата доступа 05.02.2018) 

44. Оморокова М.И. Преодоление трудностей: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2000.

45. Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. -- 110с. 

46. О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения. Ким Э.В. [и др.] / Электронный ресурс http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=242 &Itemid=124 (дата доступа 05.02.2018) 

47. Павлова, Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников/ Т.А. Павлова. - М.: «Школьная пресса», 2014. – 181 с.

48. Паламарчук  В.Ф. Школа учит мыслить. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1987.  208 с. (Б-ка зам. дир. шк. по учеб.-воспитат. работе).

49. Панферова, Н.Н. О методике формирования учебных умений школьников I Н.Н. Панферова II Преподавание истории в школе. -2000. № 3. - С. 43 - 45. 

50. Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, Спб.: Питер, 2015. 243 С. 

51. Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. - № 11. - 2004. 

52. Понятийный аппарат педагогики и образования [Текст] : коллективная монография / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова ; Уральский государственный педагогический университет. – Вып. 9. – Екатеринбург, 2016. – 484 с

53. Программа развития общих учебных умений и навыков школьников // Народное образование. 1982. № 10.  С. 106–111. 

54. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. - Томск: Пеленг, 1993. - 198 с.

55. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. 319 с. 

56. Сластенин В. А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.:«Академия», 2000. –336 с.

57. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 175 с. 

58. Татьянченко  Д.В., Воровщиков С.Г. Развитие общеучебных умений школьников // Народное образование. 2003. № 8.  С. 115–127. 

59. Татьянченко  Д.В. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом/ Д.В. Татьянченко, С.Г.Воровщиков// Завуч.-2000.-№7.-С.38. 

60. Титаренко Н.Н. Приемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности // Начальная школа. - № 9. - 2005.

61. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

62. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование  у учащихся общеучебных умений. М.: Знание, 1987.  80 с. 

63. Учим учиться: Курс практических занятий «Формирование общих учебных умений и навыков учащихся» для педагогов общеобразовательных школ / Е.М. Куликова; под науч. ред. Дягилевой Л.С.; ГАОУДПО (пк) С РК «Коми республиканский институт развития образования». – Сыктывкар, 2012. – 144 с.

64. Федорова Е.Л. Методист РУМК Вестн. Ом. ун-та. 2009. № 1. С. 187–189. Е.В. Кадола  Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

65. Философско-психологические проблемы развития образования. Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. 

66. Формирование учебной деятельности школьников /Под ред.В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 176 с.

67. Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся: методическое пособие / Л.А. Кригер, Т.Г. Киселёва, М.Л. Зуева и др. – Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2012. – 122с.

68. Цукерман Г.А. Эффективность отечественного образования // Человек. 2008. № 3.  С. 48–58.  

69. Чемоданова Д.И. «Инклюзивное образование как социально-педагогический феномен» / Человеческий капитал №01 (61) 2014 / раздел 1. Человек и жизнь/ С.11. 

70. Чичканова, И. Н. Методика коррекционно-развивающей работы на уроках математики в начальной школе: учебно-методическое пособие / И. Н. Чичканова. – Бийск: ГОУ ВПО «АГАО», 2010. - 81 с.

71. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Знание, 1979. 96 с.

72. Шишкина Т.В. Мониторинг качества сформированности общеучебных умений и навыков/ Т.В. Шишкина, Е.А.Алисова // Справочник зам. дир.школы .-2012.-№3.-С.32.

73. Щелканова Г.В., Методические приемы, направленные на формирование общеучебных умений Электронный ресурс www.mioo.ru/projects/7/x22/Shelkanova.doc (дата доступа 04.02.2018)

74. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся /Г.И. Щукина. М.: Педагогика,1988.- 208 с.

75. Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника I Г.И. Щукина. М.: Знание, 1972. - 32 с.

76. Щукина, Г.И. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов учащихся I Г.И. Щукина. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1967. - 20 с.

77. Эльконин, Д.Б. Некоторые особенности подростков пятиклассников Н Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика,1989.-С. 263-280.

78. Эльконин, Д. Б. Связь обучения и психического развития детей II Избранные психологические труды I Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. - С. 78-94.

79. Эргашева Л.А. Как я оцениваю учебные достижения своих учеников // Начальная школа. – 2005. – № 3.

80. Якиманская, И.О. Формирование интеллектуальных умений и навыков в производственном обучении / И.С. Якиманская. М.: Высш. шк., 1979. - 88 с.

81. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе / СПб: ИМАТОН, 2006. – 204с 

82. https://marinakurvits.com/ 

В педагогическом опыте работы с детьми начальной школы присутствует большое количество приёмов, методов и технологий формирования у детей младшего школьного возраста общеучебных навыков и различных предметных компетенций, но современные школы столкнулись с тем, что они не всегда эффективны в работе с обучающимися в общем классе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Не редкость, что и при нормальном уровне развития многие ученики перегружены домашними заданиями вследствие того, что не успевают должным образом усвоить учебный материал на уроках, отстают в темпах развития познавательных умений от темпов роста объёма информации. Именно поэтому важно и крайне необходимо не только познакомить учащихся с системой научных знаний об окружающей действительности, но, что немаловажно, научить учащихся учиться. Ведь от того, насколько успешно проходит формирование общеучебных умений и навыков, зависит успех овладения знаниями и умениями, их оперативность и действенность, готовность к самообразованию.