Развитие внимания детей дошкольного возраста посредством игрового тренинга
Введение
Внимания понимают, как направленное и сосредоточенное сознания на определенном объекте или какой-нибудь деятельности. Как одна из самых наиболее распространённо значимых проблем в психологии. Значимость вни-мания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний созна-тельного опыта, запоминании и научении очевидны. Внимание, неотъемлемая часть жизни человека. Именно оно характеризует динамику протекания психических процессов, делая их по-настоящему полноценными, оно имеет немалую важность в жизни каждого из нас. Поэтапный процесс развития внимания начинается с момента рождения. Начальное внимание детей осуществляется присутствие поддержки наследственных нервных элементов, концентрирующих протекание его рефлексов согласно физиологическому принципу доминанты. Правило определяет, то что в работе нервной концепции организующим моментом считается присутствие одного основного источника возбужденности, что усиливается за их счет. В доминантном нервном ходе приняты органические основные принципы этого процесса действия, что мы называем вниманием. Стремительный интенсивность жизни в обществе сказались на развитие детей, ициативно вошедших в круговорот ярко выраженной эмоциональной жизненной сферы, что повлияло на усовершенствования требований в целом. В первой ступени непрерывного обучения предполагается дошкольное образовательное учреждение, оно направляет на создание условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка.
Оглавление.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность, виды и свойства внимания
1.2. Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Пути и условия развития внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового тренинга
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Этапы, организационное и методическое обеспечение опытно - экспериментальной работы
2.2. Цель, задачи и содержание формирующего этапаэксперимента
2.3. Анализ результатов опытно - экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Библиографический список
1. Акимова М.Н. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход М., Знание, 2005г 82 с
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., издательство «ОСЬ-89»,1998.-271 с.
3. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. - Иркутск,1989.-193 с.
4. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. - М.,1999.-56 с.
5. Бочкарёва Е.А. « Методическое пособие по развитию познавательных способностей посредством дидактической игры от 3 до 7 лет», 2014 . – 19 с.
6. Башаева Т.В. Роль внимания в жизни дошкольника. - Ярославль: Академия развития,2001.-480 с.
7. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре.-М.:Просвещение,2005.-450 с.
8. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду.-М.:Просвещение,1974.-95 с.
9. Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение,1991.-159 с.
10. Богуславская З.М. Развитие познавательной деятельности детей до-школьного возраста в условиях сюжетной дидактической игры Известия АПН РСФСР. - 1955. - Вып.64. - С.28-35.
11. Васильева М.А.Руководство играми детей дошкольных учреждений.-М.,1986.-76 с.
12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология от рождения до школы.-СПб.:Питер,2009.- 79 с.
13. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1996. - 186 с.
14. Выготский С. Собрание сочинений: В 6-ти т.: Педагогика. – (Академия педагогических наук СССР). Т. 4: Детская психология, 1984. – 432 с.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.СПб:Союз.2006.-350 с.
16. Выготский Л.С., Мухина В.С.Игровая мозаика//Дошкольный психо-лог.-2005.-№1.-С. 8-16
17. Венгер Л.А., Мухина В.С., Психология.-М.:Просвещение,1988.-50 с.
18. Венгер Л.А., Мухина В.С., Психология: Учеб. Пособие для уча-щихся пед. Уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание», М.: Просвещение. 1988. – 336 с.
19. Возрастная и педагогическая психология/под ред. А.В.Петровского.- М.,1981.- 110 с.
20. Гальперин П.Я. К проблеме внимания, Хрестоматия по вниманию. – М., 1976. - 204 с.
21. Гальперин П.Я. Расстройства внимания и методы их устранения. - М.: Министерство Просвещения РСФСР, 1995. – 196 с.
22. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. курс лекций. м. «ЧеРО»,1995.- 125 с.
23. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972.- 17с.
24. Голецыова О., Клиндова Л., Бердыхова Я. Игры в детском саду.-М.,Просвещение,1966.-247 с.
25. Грос К. Душевная жизнь ребенка. Киев, Издание Киевского Фребелев-ского общества 1916.-242 с.
26. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание // Учёные записки МГПИ им. В.И. Ленина Министерство Просвещения РСФСР, 1988. - 118 с.
27. Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания. Вопросы психоло-гии. 1973. №3 с. 121 – 128
28. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания// Вопросы пси-хологии. – 1975. - № 2 , 68-80 с.
29. Доронова Т.Н., Карабанова О.А.Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном возрасте.-М.:Воспитание дошкольника,2002.-96 с.
30. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольни-ков с растениями - М.:Просвещение, 1991.-114 с.
31. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Ни-кольской -М.: Совершенство, 1997.— 208 с.
32. Запорожец А.В., Эльконин Д.В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов - М., 1984.-351 с.
33. Ильина М.В. Тренируем внимание и память, тесты и упражнения для детей 5-7лет. - М., Издательство «Аркти»., 2005-133 с.
34. Иванов П.И. Общая психология. Ташкент: «Укитувичи»,1967 – 544 с.
35. Иовенко, Е. Ю. Внимание как психологический ресурс Е. Ю. Иовенко. Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 409-412.
36. Каменская В.Г.Детская психология с элементами психофизиологии.-М., Форум.,2011-288 с.
37. Калинина Р.Р. Диагностика личности дошкольника. - М.,2010-135 с.
38. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психическое развитие детей в норме и патологии.- СПб., Питер.,2004 – 480 с.
39. Крутецкий В.А. Психология. – М., 1980 - 72 с.
40. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: СПб.:2009. - 124 с.
41. Контрольные задания по психологии: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений /Е.Л. Бокуть, Л.А.Першина, А.А. Родина и др.; Ред.-сост. Л.А. Першина. – 2-е изд; Издательский центр «Академия», 2000. – 96 с.
42. Лебедева С.А. Игра и её развитие у детей. - Шуя изд.-во. «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ» - 2007 - 44 с.
43. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972 - 71 с.
44. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии.-М.,Смысл, 2001 – 511 с.
45. Левин К. Динамическая психология.-М.,2001-419 с.
46. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971- 71 с.
47. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов – СПб Питер 2008 – 353-369 с.
48. Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. – Ростов н/д. Феникс, 2006 - 123 с.
49. Матюгин Л.Ю.Как развивать внимание и память вашего ребёнка -2005.-190 с.
50.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвеще-ние,1983-128 с.
51. Михайленко Н.Я. Взаимодействие взрослого с детьми в игре Н.Я. Ми-хайленко,Н.А. Короткова //Дошкольное воспитание. - 1993. - №3. - С. 15; №4 -С. 18-23.
52. Михайленко Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте - М., 1994. - 109 с.
53. Немов Р.С. Психология М: изд. центр ВЛАДОС, 2004. - Кн.3. Психодиа-гностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами ма-тематической статистики. - 88-93 с.
54. Немов Р.С. Психология М.: «Владос –пресс» 2003 - кн.2 - 265 с.
55. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн.1. – М., 1995 - 39 -40,43 с.
56. Немов Р.С. Психология: Учеб, для студентов высш. пед. учеб, заведе-ний: В 3 кн.-3-е изд.-М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.Кн.3: Психология об-разования.-640 с.
57. Немов Р.С психология книга 3 Психодиагностика 2005 – 173 с
58. Немов Р.С. Общая психология в 3х тт. том ii в 4 книгах. книга 2. внима-ние и память: Учебник и практикум для академического бакалавриата Р.С. Немов. 2016. - 261 c.
59. Нищева Н. Дидактические игры для развития речи, мышления, внима-ния. - М.: Детство – Пресс ,2011. - 59 с.
60. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания М.: Сфера, 2004 - 104 с.
61. Общая психология под ред.А.В. Петровского. – М., 1974 с. 187 – 188, 192 с.
62. Парамонова Л.А., Ушакова О.С.Воспитание и обучение детей шестого года жизни – М: Просвещение, 1987.-160 с.
63. Петухова Г.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста - М., 1961. -32 с.
64. Петровская Л.А. Общение, компетентность. Тренинг. - М.,2007.-145 с.
65. Психология под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 680 с.
66. Психология под редакцией В.Н. Дружинина. – СПб.,2001 – 656 с.
67. Рендакова Е.М., Новокшонова Л.М. Создание игровых комплектов и их применение в обучение младших школьников// Начальная школа. – 2000. - № 11, 191 с.
68. Рогов Е.И. Общая психология. – М., 2000 - 190 с.
69. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. М.: 1976,71-72с.
70. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 2000 - 322 с.
71. Рубинштейн, С. Л. = Основы общей психологии – Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр. 495- -497.
72. Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе//Вопросы психологии.-1990.-№4.-161-167 с.
73. Самоукина Н.В.Игры в школе и дома.-М.,1993-136 с.
74. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой дея-тельности //Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. -С. 70-73.
75. Сидоренко Е.В.Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии - СПб.: Речь, 2008 - 280 с.
76. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском сад - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
77. Скороходова Н.Ю.Психология ведения урока. СПб, 2000 – 524 с.
78. Селиверстенко А. В., Демьяненко М. В., Вараксина О. В. Этапы развития внимания у детей дошкольного возраста // Педагогика и психология. Белгород 2020. С. 13-15.
79. Титченер. Учебник психологии. Ч. 1. СПБ. 1914. С 25
80. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Развитие внимания и воображения дошкольников: Издательство Академия развития, Ярославль ООО Академия Холдинг. - 2000 - 2-4 с.
81. Тихомирова Л.Ф.Познавательные способности. Дети 5-7 лет-Ярославль, 2001- 240 с.
82. Трясорукова Т.П. Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста: диагностика, коррекция. - Ростов н/Д: Феникс, 2013- 123 с.
83. Усова А.П.Психология и педагогика игры дошкольника. -М., 1996 -336 с.
84. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 1996 - 267 с.
85. Урунтаева Г.А. Детская психология - М.: Академия, 2008.-153-154 с.
86. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие Изд. Центр «Академия», 2001. – 106 – 111 с.
87.Узнадзе Д.Н. Общая психология - СПб, Питер, 2004 – 413 с.
88. Ушинский К.Д. Собрание сочинений том 10 - М.,АПН СССР, 1950 – 22 с.
89. Филатов Ф.Р. Общая психология. Серия «Высший балл» Ростов-на-Дону. Феникс, 2003- 283-284 с.
90. Фрейд З. Веведение в психоанализ. - М.:Наука,1991.-455 с.
91. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль,1997.-236 с.
92. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 512 с
93. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. Ростов-на-Дону: « Феникс» , 2005.- 691 с.
94. Швайко Г.С.Игры и игровые упражнения для развития речи и ума. 1982 -112 с.
95. Хрестоматия по внимания/под редакцией Леонтьева А.Н., Пузырея А.А., Романова В.Я. М., издательство Московского университета, 1976 – 296 с.
96. Эльконин Б.Д. Психология игры. -М.,1978. -304 с.
97. Якобсон С.Г. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников//Вопросы психологии. - 1999.-№5.-4-15 с.
98. Якобсон С.Г. Внутренние действия, обеспечивающие распределение внимания у дошкольников.-2000.-№6.-19 с.
99. www.studmed.ru
100. www.smart-edu.com
101. https://otvet.mail.ru
102. www.maam.ru
103. http://www.psyoffice.ru
104. http://testoteka.narod.ru
105.http://vsetesti.ru
106 . Bibliofond.
107. www.koob.ru
Подобным способом, нравоучительная игра дает возможность улучшать все без исключения разновидности внимания и его качеств, создает у детей способность концентрироваться, позволяет обширнее добавлять детей к существованию в общедоступных формах, то что содействует наиболее благополучному освоению тренировочного использованного материала. Применение дидактических игр и упражнений, а также задач в разных видах работ формирует подходящие требование с целью формирования личности детей, активизирует познавательную динамичность, также оказывает содействие в интеллектуальном формировании. Игры на развитие внимания формируют у ребенка умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу. Через игру можно воспитывать и развивать такие свойства внимания, как устойчивость, переключение, распределение, а также воспитывать произвольное внимание.
Игра позволяет создать очень точный слепок реальности, увидеть, какие роли свойственны каждому человеку, как он справляется с задачами, как общается и взаимодействует с другими. А значит, игра, прежде всего, позволяет провести диагностику проблемных зон и сфер, требующих коррекции. Такая диагностика зачастую куда более точна и ценна, чем проводимая с помощью разнообразных тестов и опросников, ведь она выявляет не то, что человек о себе думает, а то, что и как он делает на самом деле. Кроме того, обучаться в процессе игры – это, эффективно и интересно.