Взаимосвязь психологической подготовленности юных теннисистов и родительских установок
ВВЕДЕНИЕ
Любая карьера молодого спортсмена, начинается с того, что он приходит вместе с родителями в спортивную секцию. Чаще всего юный спортсмен, ввиду своего возраста, не отдаёт себе отчёт в том, чем он будет заниматься в дальнейшем. Его непосредственную судьбу определяют его родители. Родители, приводя своего ребёнка в спортивную секцию, зачастую довольно амбициозны по отношению к ребёнку и порой поднимают высокую планку собственных ожиданий.
В виде спорта, с такой огромной конкуренцией, как теннис такие ситуации происходят регулярно [19, c. 66]. Родители желают, чтобы их ребёнок приносил только победы, упорно тренировался и добивался исключительно успеха в этом виде спорта. С психологической точки зрения, теннис является непростым видом спорта. Во-первых, из-за того, что этот вид спорта является индивидуальным и ответственность за спортивный результат лежит исключительно на игроке. Во-вторых, игрок подвержен множеству внешних и внутренних факторов во время игры, которые могут не
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКЕТЕРИСТИКА РАБОТЫ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ТЕННИСЕ. 6
1.1 Психологическая характеристика тенниса, как вида спорта. 6
1.2 Психологическая подготовленность в теннисе 17
1.3 Роль родителей в спорте 22
Выводы к первой главе 28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1 Методология исследования 30
2.2. Методы исследования 31
2.2.1 Метод анализа литературных источников. 32
2.2.2 Метод анкетирования 33
2.2.3 Метод тестирования 34
2.2.4 Методы математической статистики. 39
2.3 Организация исследования 40
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПОЛУЧЕННЫХ В ХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
3.1 Результаты анкетирования по оценке родительских установок 42
3.2 Определение уровня психологической подготовленности 44
3.2.1 Оценка фрустрационной толерантности 44
3.2.2 Оценка волевой активности 46
3.2.3 Оценка уровня самоконтроля 47
3.3 Определение взаимосвязи родительских установок с психологической подготовленностью теннисистов. 49
Выводы к третьей главе 52
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. А.В. Алексеев Психическая тренировка в теннисе. – Ростов-на-дону, 2005. -110с.
2. Белиц-Гейман С. П. Теннис для родителей и детей. – Москва: Педагогика, 1988. – 224 с.: ил. – ISBN 5-7155-0183-0
3. Бунин, В. Я. Основы теории соревновательной деятельности: учебно-методическое пособие / В. Я. Бунин. – Минск: БГОИФК, 1986. – 32 с.
4. Гордон С.М., Ямпольский Л.Т. Оценка психологической подготовленности спортсмена. / С.М. Гордон, Л.Т. Ямпольский // Метод. разраб. для слушат. ВШТ и факульт. усовершенств. – М.: ГЦОЛИФК, 1981. – 36 с.
5. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. – М.: Педагогика, 1977. - 136 c. 2.
6. Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методика психологопедагогического исследования: уч. пособие. -М.: Логос, 2006. - 128 с.
7. Еще раз к вопросу об эмоционально-волевой устойчивости [Электронный ресурс] / Л. В. Марищук, С. В. Архипенко// Актуальные проблемы огневой, тактико-специальной и профессионально-прикладной физической подготовки: сб. ст. [III Междунар. науч.-метод. конф., Могилев, 10-11 нояб., 2016 г.] / М-во внутр. дел Республики Беларусь, Могилев. ин-т М-ва внутр. дел Республики Беларусь; редкол.: Ю. А. Матвейчев (отв. ред.) [и др.]. - Могилев, 2016. - С. 20-24. - Библиогр.: с. 23-24.
8. Иванова, Т.С. Модельные характеристики психологической подготовленности перспективного теннисиста // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 5. - С. 106-107.
9. Ильин Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с.
10. Клименко А.А. Исследование участия родителей в формировании спортивной мотивации детей / Клименко А.А Штайн И. В. Семерджян А. К. // Ученые записки университета Лесгафта.–2017. – №11 (153).– С. 104-108.
11. К проблеме психической установки теннисистов / П. Е. Полякова// Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 5. - С. 50-51.
12
В жизни каждого спортсмена огромную роль играют родители. Они дают начало занятиям каждого спортсмена, приводя их в спортивную секцию. Затем сопровождают ребёнка на тренировках и соревнованиях. В современном спорте, участие родителя в тренировочном и соревновательном процессе, является незаменимым атрибутом, которые можно наблюдать в любом виде спорта.
В теннисе, роль родителей видна невооружённым глазом. На этапе начальной подготовки родители постоянно вовлечены в тренировочный процесс спортсмена. Это проявляется по-разному, некоторые родители могут активно вступать в конфликты с тренером, некоторое упорно занимаются саморазвитием, становясь впоследствии заменой тренеру. Во время занятий некоторым тренерам приходится сталкиваться с родителями, которые считают своей обязанностью присутствовать на каждой тренировке, давать реком