Формирование математической грамотности обучающихся основной школы средствами информационных технологий при обучении геометрии
ВВЕДЕНИЕ
В ФГОС установлены требования к реализации программы основного общего образования в соответствие с современными потребностями общества, к которым относятся умения быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Поэтому главным становится формирование функциональной грамотности, т.е. «способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности» [21].
Одной из составляющих функциональной грамотности является математическая грамотность, которая определяется способностью к математическим рассуждением для решения разнообразных задач. Способность применять математическую теорию из учебников на практике, особенно при решении задач реальной жизни, является главной целью математической грамотности. При этом математика уже воспринимается обучающимися не как набор теорем и формул, а как необходимое средств для решения
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6
1.1. Сущность понятия «математическая грамотность» 6
1.2. Формирование математической грамотности обучающихся 5-6 классах при изучении геометрии 9
1.3. Возможности использования средств информационных технологий при формировании математической грамотности 15
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 19
2.1. Опыт учителей по формированию функциональной математической грамотности с использованием средств информационных технологий 19
2.2. Разработка сайта «Нескучная геометрия» 23
2.3. Экспертная оценка веб-сайта «Нескучная геометрия» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арнст, Е. А. Использование практико-ориентированных заданий на учебных занятиях в ходе реализации требований ФГОС нового поколения/ Е. А Арнст // Образование. Карьера. Общество – 2020. – С. 32-34
2. Васильева Р.Л., Тяглова Е.Ф. Формирование математичсекой грамотности на уроках: методические рекомендации. – Красноярск, 2022 – 94 с.
3. Виленкин, Н.Я. Математика. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, Л. А. Александрова]. – М. : Просвещение, 2017 — 159 с.
4. Домрачева И. Н, ИКТ как средство формирования функциональной грамотности учащихся: [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/ikt-kak-sredstvo-formirovaniya-funkcionalnoj-gramotnosti-uchashihsya-4295802.html?ysclid=lif3aunog431510514
5. Зубарева И. И. Математика 5 класс. учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Зубарева И. И., Мордкович А.Г. М: Мнемозина, 2009. – 270 с.
6. Ильясов, Д. Ф. Формирование функциональной грамотности учащихся. Развитие креативного мышления [Электронный ресурс] : учебное пособие для педагогических работников общеобразовательных организаций / Д. Ф. Ильясов, Е. А. Селиванова, А. А. Севрюкова [и др.]. – Челябинск: ЧИППКРО, 2022. – 160 с.
7. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности/ Л. О. Рослова, К. А. Краснянская, Е. С. Квитко. // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019 – С. 58-79.
8. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ФИОКО – PISA. URL: https://fioco.ru/pisa (дата обращения: 15.04.2023)
9. Мерзляк А.Г. Математика 5 класс. учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / А.Г. Мерзляк, В. Б. Полонский – М: Вентана-Граф, 2014. – 304 с.
10. Мерзляк А.Г. Математика 6 класс. учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / А.Г. Мерзляк, В. Б. Полонский – М: Вентана-Граф, 2013. – 307с.
11. Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Ч. 3. Компьютерные технологии диагностики учебных достижений. Учебное пособие [Текст]/ Б.Е. Стариченко, М.Ю. Мамонтова, А.В. Слепухин // Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2014. – 179 с.
12. Особенности формирования и оценки математической грамотности школьников /Л. О. Денищева, Н. В. Савинцева, И. С. Сафуанов, А. В. Ушаков, В. А. Чугунов, Ю. А. Семеняченко// Science for Education Today –М.: – 2021. – С. 113-134
13. Подходова Н. С. Методика обучения математике / Подходова Н. С., Снегурова В. И. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 299 с.
14. Пожарова, Г. А. Практико-орие
Еще одним методом использования ИКТ при формировании математической грамотности является использование Интернет-ресурсов, таких как образовательные сайты, электронные учебники, видеоуроки, тренажеры и электронные тесты. Это позволяет учащимся обмениваться опытом, получать информацию из первоисточников, учиться в любое время и в любом месте.
Учителю необходимо использовать различные средства, подбирать задания, которые требуют от обучающихся математических знаний и рассуждений, тогда будет формироваться математическая грамотность.
Средства обучения при использовании информационных технологий являются эффективными и многообразными. Одним из них являются онлайн сервисы, которые на основе облачных вычислений предоставляет учащимся и преподавателям инструменты, не