Развитие атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта речевое развитие ребенка дошкольного возраста является важнейшей составляющей программы дошкольного образования детей (далее - ФГОС).В ФГОС четко обозначены особенности по реализации программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, по осуществлению деятельности, направленной на высокопрофессиональную коррекцию недостатков в психофизическом развитии детей, расставлены приоритеты по обеспечению равных стартовых возможностей в обучении всем детям в образовательных учреждениях. Развитие всех компонентов устной речи (семантического, лексико-грамматического строя речи, произносительной стороны речи, диалогической и монологической форм связной речи) является одним из главных итоговых результатов, интегративных качеств ребенка к концу дошкольного возраста.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1. Сущность атрибутивного словаря
2. Особенности развития словаря детей в норме и детей с общим недоразвитием речи
3. Анализ методических статей по проблеме развития атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1. Диагностика уровня развития атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2. Методические рекомендации по развитию атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУР
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2014. – 811 с.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.
Анненкова Ю.С., Кичук Ю.М. Развитие словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием информационных технологий // Двадцать пятая международная научно-практическая конференция «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Педагогика». – Белгород: ГиК, 2019. – С. 312-316.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 272 с.
Архипова С.Н., Бордей К.П. Развитие атрибутивного словаря у детей с речевыми нарушениями с использованием малых фольклорных жанров // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – №6 (91). – С. 242-245.
Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. – 2017. – № 2(74). – С. 38-43.
Бекмамбетова С.С., Чомаева М.З. Взаимосвязь мелкой моторики и речи у дошкольников с ОНР // Современные исследования. – 2018. – №5 (09). – С. 131-132.
Болдырева В.Н. Причины общего недоразвития речи и адаптационный ресурс ребенка // Психолого-педагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование. – Уфа: Агентство международных исследований, 2019. – С. 37-39.
Болдырева В.Э., Узун Н.М. Общее недоразвитие речи детей // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. – Пенза: Наука и Просвещение, 2019. – С. 221-223.
Волкова Н.В. Общее недоразвитие речи: содержание понятия и классификация // Актуальные проблемы образования: позиция молодых. – Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2020. – С. 192-194.
Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: ДиректМедиа, 2014. — 570 с.
Гасимова З.К. Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста // Novaum.ru. – 2020. - №25. – С. 247-250.
Исследователь детской речи О.С. Ушакова полагает «основное внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка, активизация различных частей речи, помимо существительных, но и глаголов, имен прилагательных, наречий» (41, с. 65). Выдающийся русский ученый-психолог Л.С. Выготский при изучении процесса усвоения детьми значений слов, их семантики, определил, что по мере своего развития ребенок переходит от случайных, несущественных признаков к существенным (11).Согласно результатам исследований О.Э. Литвиновой, в процессе взросления в речи ребенка при описании признаков, связей тех или иных фактов (явлений) изменяются полнота и правильность их отражения. Особенности развития мышления во многом определяются особенностями развития словаря. Преобладание в речи детей младшего дошкольного возраста слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств объясняется наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением. С появлением словесно-логического мышления дети усваивают элементарные понятия (28).Т.А. Куликовская в развитии словаря детей выделяет пассивный и активный словарь. «Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет» (22, с. 64). Анализ научных трудов показывает, что пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.По определению Н.В. Новотворцевой, «активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто)» (36, с. 43). Богатство и культуру речи во многом определяет активный словарь. Н.В. Микляева отмечает, что в активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни (34, с. 18).