Экспериментальное изучение особенностей видов мышления студентов
Введение
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена следующим. В условиях новой социально-экономической ситуации, которая складывается в нашей стране, происходят определенные изменения практически во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе это касается и образования. Современное образование на первый план по значимости выдвигает такой аспект, как личность учащегося, все больше осознается ее ценность. Поэтому в качестве основной задачи образования выступает адаптация учебного процесса в соответствии с особенностями обучения и развития личности, помощь учащимся в раскрытии и развитии тех способностей, с которыми связана их максимальная реализация себя в окружающем мире.Развитие мышления, методы и способы активизации учебной деятельности является одной из вечных проблем педагогики. К ней обращаются психологи, педагоги и даже философы. Многочисленные статьи, различные исследования, научные трактаты содержат толкования, уточнения, точки зрения.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития мышления в студенческом возрасте
1. Психологическая природа мышления
2. Психологические особенности современных студентов и развитие их мышления
3 Виды мышления студентов
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей видов мышления студентов
1 Организация эксперимента
2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Список использованной литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. - 672 с.
Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Г.С. Абрамова. - М., 1998. – 232 с.
Асеев А.Г. Возрастная психология: Учебное пособие [Текст] / А.Г. Асеев. - Иркутск, 1999. – 453 с.
Бочаров В.В. Антропология возраста [Текст] / В.В. Бочаров. - СПб., 2001. – 387 с.
Волков, Б.С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академический Проект, 2008. – 668 с.
Гамезо М.В. Возрастная психология [Текст] / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова и др.. - М.: Ноосфера, 1999. – 453 с.
Данилюк А. Я. Принцип культурогенеза в образовании [текст] / А.Я. Данилюк // Педагогика. – 2008. − № 10. − С. 3 − 8.
Дарвиш О.Б. Возрастная психология [Текст] / О.Б Дарвиш. - М.: Владос, 2003. – 456 с.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. СПб.: Питер, 1999. – 321 с.
Дружинин В.Н. Когнитивные способности: Структура. Диагностика. Развитие. [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб: ИМАТОН Маркет, 2001.-223с.
Истомина О.А. Психология и педагогика [Текст] / О.А. Истомина, В.В. Павловский. – Владвосток: Морск, 2003. – 347 с.
Карабанова, О.А. Возрастная психология: конспект лекций [Текст] / О.А. Карабанова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240 с.
Климов Е.А. Основы психология: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 150 с.
Кучинский Г.М. Диалог и мышление [Текст] / Г.М. Кучинский. – СПб.: Питер, 2003. – 356 с.
Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000.- 543 с.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для вузов [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М., 2001. – 376 с.
«Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, которыми она задана. Направляясь на ту или иную цель, на решение определенной задачи, всякий реальный мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи» [7].Такое начало предполагает и определенный конец. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока эта цель не достигнута, будет испытываться субъектом как срыв или неудача. Весь процесс мышления в целом представляется сознательно регулируемой операцией.С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие мыслящего субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное или разряженное в конце. Вообще реальный мыслительный процесс связан со всей психической жизнью индивида. В частности, поскольку мышление теснейшим образом связано с практикой и исходит из потребностей и интересов человека, эмоциональные моменты чувства, выражающего в субъективной форме переживания, отношение человека к окружающему, включаются в каждый интеллектуальный процесс и своеобразно его окрашивают. Мыслит не «чистая» мысль, а живой человек, поэтому в акт мысли в той или иной мере включается и чувство.