Технология развития критического мышления на среднем этапе обучения иностранному языку
Введение
Стремительно возрастающий социальный заказ на воспитание разносторонне развитой, творческой личности, способной успешно реализовать свой потенциал, как в собственных интересах, так и в интересах общества, требует решения одной из важнейших задач современной системы образования – формирования основ коммуникативной компетенции обучающихся.Модернизация школьного образования требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий, способствующих развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся при обучении иностранному языку, что ставит перед учителем вопросы, связанные с выбором и применением эффективных технологий в учебном процессе. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………............3
Глава 1. Теоретические основы развития критического мышления учащихся в процессе обучения…………………………………………………9
1.1. Общая характеристика критического мышления как особого вида мыслительной деятельности……………………………………………………...9
1.2. Методические аспекты развития критического мышления учащихся.................................................................................................................15
Выводы по главе 1…………………………………………………………25
Глава 2. Теоретические основы обучения иностранному языку учащихся средней школы……………………………………………………...26
2.1. Психофизиологическая характеристика учащихся среднего этапа обучения………………………………………………………………………….26
2.2. Содержание и методы обучения иностранному языку учащихся средней школы………………………………………………………...................31
Выводы по главе 2…………………………………………………………39
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа по обучению иностранному языку учащихся средних классов на основе технологии развития критического мышления………………………….........................41
3.1 Содержание опытно-экспериментальной работы по обучению иностранному языку на среднем этапе…………………………………………41
3.2 Анализ результатов экспериментальной работы……………………55
Выводы по главе 3…………………………………………………………58
Заключение……………………………………………………………..…59
Библиографический список………………………………………………62
Приложение……………………………………………………………….67
список
Артемонов В.А. «Психология обучения иностранным языкам» // М.: Просвещение, 1999.
Бим И. Л. «Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника» // М .,1994.
Бим И.Л., Биболетова М.З., Вайсбурд МЛ, Якушина О.З. К проблеме базового уровня образования по иностранным языкам в средней школе // Иностр. яз.вшк. -1990. -№5. - С. 16-25.
Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармоничной личности: пособие для педагогов и психологов / Л.И. Божович, - СПб:Союз, 1998- 430 с.
Н. Д. Гальскова, Н.И. Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ, 2006.
Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Высшая школа, 1982. – 373 с.
Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку / И.А. Зимняя. – М., 1989. – С. 133.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы – “Директор школы”. – 2005. – № 4. – с. 66-70.
Кузнецова Л.А. Взаимодействие игры и общения в системе деятельности: Автореф. дис.канд. философ, наук. -Свердловск, 1985. -16 с.
Коржуев А.В, Панков В.А. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования // Педагогика. - 2002. - № 1. –С. 18-29.
Коржуев А.В., Попков В.А., Рязанова Е.Л. Как формировать критическое мышление? // Высшее образование в России. - 2012. - № 5. C. 55-58.
Критическое мышление [Электронный ресурс]. – URL:/ HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/" https://ru.wikipedia.org/(дата обращения:10.09.2018)
Кузьмина Л.Г. Критерии оценки уровня сформированности умений письменной англоязычной речи//Опыт билингвального образования средствами родного и иностранного языков в России. М, «Еврошкола», Часть 2, 1999 - С.56-58.
В современных условиях модернизации системы образования, в том числе и среднего школьного проблема развития критического мышления становится актуальной социально - педагогической проблемой, так как от ее решения во многом зависит успешность обучающихся в обучении и развитии интеллектуальных качеств учащихся.Показатели результативности и эффективности обучения иностранному языку во многом зависят от того, какие методы, технологии, приемы, способы, формы работы, дидактические средства обучения педагог использует в учебном процессе. Приоритетными в этом смысле становятся современные педагогические технологии, которые обеспечивают активные формы деятельности учащихся, привлекают их к творческому процессу познания, исследования проблем, формирование собственного мнения и самореализации.Одной из таких технологий является технология развития критического мышления. В современном образовательном пространстве ученые (Р. Эннис, Д. Халперн, Р.Пол, Заир-Бек, Муштавинская и др.) придают огромное значение вопросам развития критического мышления, предлагают соответствующие данной технологии методики. Важно отметить, что критическое мышление рассматривается с позиций таких наук как философия, психология, педагогика.