Основы развития выносливости у детей старшего школьного возраста на уроках физической культуры
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одним из приоритетных направлений реформирования и развития общеобразовательной школы является сохранение и укрепление здоровья учащегося. Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о его значительном ухудшении [23].
Одна из причин отставания силовой подготовки школьников – неумение или нежелание трудиться, провоцируемое нашим компьютерным веком, когда малоподвижный образ жизни характерен для многих семей. Возникают серьёзные проблемы при подготовке таких детей к выполнению школьной программы, хотя прилагаемый образовательный стандарт не сложен [23].
Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В одних видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других – позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих – помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.).
Стоит отметить, что выносливость нужна всем спортсменам и здесь не может быть исключений. К тому же выносливость необходима спортсменам и не только в процессе соревнований, но еще и для выполнения большого объема тренировочной работы, чтобы не уставать от продолжительной разминки и длительных ожиданий между стартами, для более быстрого восстановления [23].
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ КАК ФИЗИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ
1.1 Выносливость и факторы её проявления и показатели………………..…...5
1.2 Характеристика видов выносливости………………………………………..9
1.3 Средства и методы развития общей выносливости……………………….13
1.4 Методика развития специальной выносливости…………………………..16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….20
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности детей старшего школьного возраста……………………………………………….…21
2.2 Средства и методы воспитания выносливости на уроках физической культуры…………………………………………………………………………26
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….........32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барков, В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании [Текст] / В.А. Барков. – Гродно, 1995. – 70с.
2. Баскаев Б.А., Бузоев А.С., Хубецов А.М. Двигательная активность детей старшего дошкольного возраста как фактор их успешного физического развития //Nauka-Rastudent.ru. 2015. №10. С. 14.
3. Воробьева И.Н. Теоретические основы формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни средствами физической культуры //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2014. №1. С. 37-40.
4. Городилин, С.К. Основы общей теории физической культуры [Текст] / С.К. Городилин.- Гродно, 1996. – 716с.
5. Гуанский, Э.Н. Введение в философию образования [Текст] / Э.Н. Гуанский, И.Ю. Турчанинова, - Москва: Издательская корпорация "Логос", 2000. - 224 с.
6. Гужаловский, К.С. Физическое воспитание в школе [Текст] / К.С. Гужаловский – Минск: Полымя, 1988. – 95с.
7. Дихтярев, В.Я. Этика силы [Текст] / В.Я. Дихтярев// Физическая культура в школе, 2001 - №4.
8. Ефремова Е. В. Выносливость и её совершенствование на уроках физической культуры // Физическая культура в школе. - 2014. - № 1. - С. 27-28.
9. Карасев, А.В. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) [Текст] /А.В. Карасев, Е.Н. Захаров, А.А.Сафонов: под общей ред. А.В. Карасев. – Москва: «Лотос», 1994. – 368с.
10. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине [Текст] / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А.Гудков. – Москва: ФиС, 1988. - 208 с.
11. Киселев, Л.В. Системный подход к оценке адаптации в спорте [Текст] / Л.В.Киселев. - Красноярск, 1986. - 176 с.
12. Коледа, В.А. Особенности физического воспитания школьников и студентов Гомельского района [Текст] / В.А. Коледа, В.А. Медведев. – Гомель, 1999. – 214с.
13. Компаниченко, В.Н. Самоорганизация личности - путь к расцвету человечества [Текст] / В.Н. Компаниченко. - Хабаровск, 1994. - 51 с.
14. Коробейников, Н.К. Физическое воспитание [Текст] / Н.К. Коробейников – Москва: Высшая школа, 1989. – 303с.
15. Кряж, В.Н. Введение в гуманизацию физического воспитания [Текст] / В.Н. Кряж – Минск, 1996. – 54с.
16. Лубышева, Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов [Текст] / Л.И. Лубышева // Теор. и практ. физ. культ. – 1991. - № 12. - С.15.
17. Лях, В.И. Силовые способности в школе. Основы тестирования и методика развития [Текст] / В.И. Лях // Физическая культура в школе. – 1997. - №1. С. 6-13.
18. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Учеб. для институтов физкультуры [Текст] / Л.П. Матвеев. - Москва: Физкультура и спорт, 1991. – 543с.
19. Матвеев, Л.П. Методика физического воспитания с основами теории [Текст] / Л.П. Матвеев, С.Б. Мельников. - Москва: Физкультура и спорт, 1991. – 543с.
20. Межуев, В.Б. Скоростно-силовая подготовка на уроках и дома [Текст] / В.Б. Межуев // Физическая культура в школе. – 2001. - №4. – С.13-14.
21. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н.Г. Озолин. – М.: Астрель, 2004. – 863 с
22. Панкова Ю.О. Исследование сформированности у учащихся старших классов средней школы ценностной ориентации на здоровый образ жизни // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 1 (17). С. 19-22.
23. Пензулаева, Л.И. Физическое воспитание в школе[Текст] / Л.И. Пензулаева. – Москва: Просвещение, 1990. – 144с.
24. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. – Москва: Владос, 2002. – 608 с.
25. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – Москва: Академия, 2000. – 480с.
26. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. [электронный ресурс] - М.: Академия, 2003. - 480 с.
27. Черкесов, Р. М. Инновационные методы развития выносливости[Текст] / Р. М Черкесов // Историческая и социально - образовательная мысль. 2016 - C. 209 - 211.
28. Черкасов, В.В.Использование методики дробного дыхания при развитии выносливости юных бегунов на средние дистанции /В.В. Черкасов, К.Г. Кирибеева//Проблемы современной науки и образования. -2016. -№ 16 (58). -С. 96-98.
29. Якимов, А. М. Инновационная тренировка выносливости в циклических видах спорта[Текст] / А. М. Якимов, А. С. Ревзон // Библиотечка тренера, 2018. - 110 с.
30. Дементьев А. В. Круговая тренировка на уроках физической культуры 5-9 классы [Электронный ресурс]. - URL: https://multiurok.ru/files/krugovaia-trenirovka-na-urokakh-fizicheskoi-kultur.html (дата обращения: 03.02.2022).
Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.
В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера. Например, продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), передвижение на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7-8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др.
Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60-90мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц. Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирования большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью. Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и тд.) являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.