Основы развития выносливости у детей старшего школьного возраста на уроках физической культуры

Цель курсовой работы: Исследовать методику развития выносливости детей старшего возраста на уроках физической культуры
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
25.08.2022
Объем файла
3078 Кб
Количество страниц
27
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
640 руб.
800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одним из приоритетных направлений реформирования и развития общеобразовательной школы является сохранение и укрепление здоровья учащегося. Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о его значительном ухудшении [23].
Одна из причин отставания силовой подготовки школьников – неумение или нежелание трудиться, провоцируемое нашим компьютерным веком, когда малоподвижный образ жизни характерен для многих семей. Возникают серьёзные проблемы при подготовке таких детей к выполнению школьной программы, хотя прилагаемый образовательный стандарт не сложен [23].  
Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В одних видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других – позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих – помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.).
Стоит отметить, что выносливость нужна всем спортсменам и здесь не может быть исключений. К тому же выносливость необходима спортсменам и не только в процессе соревнований, но еще и для выполнения большого объема тренировочной работы, чтобы не уставать от продолжительной разминки и длительных ожиданий между стартами, для более быстрого восстановления [23].

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ КАК ФИЗИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ

1.1 Выносливость и факторы её проявления и показатели………………..…...5

1.2 Характеристика видов выносливости………………………………………..9

1.3 Средства и методы развития общей выносливости……………………….13

1.4 Методика развития специальной выносливости…………………………..16

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….20

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности детей старшего школьного возраста……………………………………………….…21

2.2 Средства и методы воспитания выносливости на уроках физической культуры…………………………………………………………………………26

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….........32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барков, В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании [Текст] / В.А. Барков. – Гродно, 1995. – 70с.

2. Баскаев Б.А., Бузоев А.С., Хубецов А.М. Двигательная активность детей старшего дошкольного возраста как фактор их успешного физического развития //Nauka-Rastudent.ru. 2015. №10. С. 14.

3. Воробьева И.Н. Теоретические основы формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни средствами физической культуры //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2014. №1. С. 37-40.

4. Городилин, С.К. Основы общей теории физической культуры [Текст] / С.К. Городилин.- Гродно, 1996. – 716с.

5. Гуанский, Э.Н. Введение в философию образования [Текст] / Э.Н. Гуанский, И.Ю. Турчанинова, - Москва: Издательская корпорация "Логос", 2000. - 224 с.

6. Гужаловский, К.С. Физическое воспитание в школе [Текст] / К.С. Гужаловский – Минск: Полымя, 1988. – 95с.

7. Дихтярев, В.Я. Этика силы [Текст] / В.Я. Дихтярев// Физическая культура в школе, 2001 - №4.

8. Ефремова Е. В. Выносливость и её совершенствование на уроках физической культуры // Физическая культура в школе. - 2014. - № 1. - С. 27-28.

9. Карасев, А.В. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) [Текст] /А.В. Карасев, Е.Н. Захаров, А.А.Сафонов: под общей ред. А.В. Карасев. – Москва: «Лотос», 1994. – 368с.

10. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине [Текст] / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А.Гудков. – Москва: ФиС, 1988. - 208 с.

11. Киселев, Л.В. Системный подход к оценке адаптации в спорте [Текст] / Л.В.Киселев. -  Красноярск, 1986. - 176 с.

12. Коледа, В.А. Особенности физического воспитания школьников и студентов Гомельского района [Текст] / В.А. Коледа, В.А. Медведев. – Гомель, 1999. – 214с.

13. Компаниченко, В.Н. Самоорганизация личности - путь к расцвету человечества [Текст] / В.Н. Компаниченко. -  Хабаровск, 1994. - 51 с.

14. Коробейников, Н.К. Физическое воспитание [Текст] / Н.К. Коробейников – Москва: Высшая школа, 1989. – 303с.

15. Кряж, В.Н.  Введение в гуманизацию физического воспитания [Текст] / В.Н. Кряж – Минск, 1996. – 54с.

16. Лубышева, Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов [Текст] / Л.И. Лубышева // Теор. и практ. физ. культ. – 1991. -  № 12. -  С.15.

17. Лях, В.И. Силовые способности в школе. Основы тестирования и методика развития [Текст] / В.И. Лях // Физическая культура в школе.  – 1997. - №1. С. 6-13.

18. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Учеб. для институтов физкультуры [Текст] / Л.П. Матвеев. - Москва: Физкультура и спорт,  1991. – 543с.

19. Матвеев, Л.П. Методика физического воспитания с основами теории [Текст] / Л.П. Матвеев, С.Б. Мельников. - Москва: Физкультура и спорт, 1991. – 543с.

20. Межуев, В.Б. Скоростно-силовая подготовка на уроках и дома [Текст] / В.Б. Межуев // Физическая культура в школе. – 2001. - №4. – С.13-14.

21. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н.Г. Озолин. – М.: Астрель, 2004. – 863 с   

22.                Панкова Ю.О. Исследование сформированности у учащихся старших классов средней школы ценностной ориентации на здоровый образ жизни // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 1 (17). С. 19-22.

23. Пензулаева, Л.И. Физическое воспитание в школе[Текст] / Л.И. Пензулаева. – Москва: Просвещение, 1990. – 144с.

24. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. – Москва: Владос, 2002. – 608 с.

25. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – Москва: Академия, 2000. – 480с.

26. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. [электронный ресурс] - М.: Академия, 2003. - 480 с.

27. Черкесов, Р. М. Инновационные методы развития выносливости[Текст] / Р. М Черкесов // Историческая и социально - образовательная мысль. 2016 - C. 209 - 211.

28. Черкасов, В.В.Использование методики дробного дыхания при развитии выносливости юных бегунов на средние дистанции /В.В. Черкасов, К.Г. Кирибеева//Проблемы современной науки и образования. -2016. -№ 16 (58). -С. 96-98. 

29. Якимов, А. М. Инновационная тренировка выносливости в циклических видах спорта[Текст] / А. М. Якимов, А. С. Ревзон // Библиотечка тренера, 2018. - 110 с. 

30. Дементьев А. В. Круговая тренировка на уроках физической культуры 5-9 классы [Электронный ресурс]. - URL: https://multiurok.ru/files/krugovaia-trenirovka-na-urokakh-fizicheskoi-kultur.html (дата обращения: 03.02.2022).

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.
В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера. Например, продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), передвижение на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7-8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др.
Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60-90мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц. Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирования большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью. Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и тд.) являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.