Формирование правильного типа читательской деятельности посредством становления читательской самостоятельности младших школьников

Скачать дипломную работу на тему: Формирование правильного типа читательской деятельности посредством становления читательской самостоятельности младших школьников. В которой определено развитие читательской самостоятельности младших школьников как средство формирования правильного типа читательской деятельности. Изучены психологические аспекты формирования интереса к чтению.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.07.2025
Объем файла
302 Кб
Количество страниц
66
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение 

Нормативные документы, посвященные образованию в Российской Федерации, уделяют большое внимание развитию у обучающихся такого качества, как читательская самостоятельность. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) указывается, что обучающийся должен достигнуть необходимого уровня читательской компетентности, овладения техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. Кроме этого, в стандарте указывается, что обучающийся должен самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации [1].

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования правильного типа читательской деятельности 9
1.1 Психологические аспекты формирования интереса к чтению 9
1.2 Система основных понятий читательской деятельности 14
1.3 Законы и закономерности становления квалифицированного читателя 30
1.4 Формирование правильного типа читательской деятельности 24
Глава 2. Методика развития читательской самостоятельности 31
2.1 Структура читательской компетентности младших школьников 31
2.2 Методика формирования читательской самостоятельности на уроках внеклассного чтения 38
2.3 Критериальная основа оценки уровня сформированности читательской активности 46
Заключение…………….. 57
Список использованных источников 61
Приложение А 65
Приложение Б 66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Российская федерация. Приказы. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373: [утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации 6 октября 2009]. – Москва: Центр педагогического образования, 2019. – 41 с. – Текст : непосредственный.
Артамошина, Е.Н. Дети и книга. Простые приемы привлечения к чтению / Е.Н. Артамошина // Школьная библиотека. – 2018. – №5. – [С. 21-23.] – Текст : непосредственный.
Белькова, А.Е. Методические способы формирование читательского интереса / А. Е. Белькова, П. А. Чубак // Молодой ученый. – 2016. – №11 (115). –[ С. 1663-1666.] – Текст: непосредственный.
Бородина, В.А. Технологии читательского развития. Летняя школа чтения / Бородина В.А., Бородин С.М. // Школьная библиотека. – 2017. – № 3. – [С.104-112.] – Текст: непосредственный.
Бунеева, Р. Н. ФГОС и изменение подходов к обучению чтению / Р.Н. Бунеева // Начальная школа плюс до и после. – 2019. – №4. – [С. 50-55.] – Текст: непосредственный.
Ванюшева, Н. Растим читателей (к вопросу о детском чтении) / Н .Ванюшева // Литература (Первое сентября). – 2015. – № 20. –[ С. 25-27.] – Текст: непосредственный.
Волошина, П. Особенности уроков чтения и литературоведческая пропедевтика в начальной школе / П. Волошина. – Новгород : Умань, 2018. - 126 с. – Текст : непосредственный. – ISBN 978-5-8514-3652-9
Климова, Е.П. Формирование читательских интересов младших школьников через технологию осознанного чтения / Е.П. Климова // Обучение и воспитание: теория и практика. – 2019. – №7. – [С. 117 – 120.] – Текст : непосредственный.
Коконова, Е.А. Внеклассное чтение: выявление уровня «читательской грамотности» младших школьников / Е. А. Коконова, Т. А. Коконова // Молодой ученый. – 2015. – № 14 (94). –[С. 476-480.] – Текст: непосредственный

Н.Н. Светловская отмечает, что «квалифицированный читатель» – «это ребенок или взрослый, который обладает читательской самостоятельностью, т.е. умеет видеть в любой книге собеседника, различать собеседников и выбирать из их числа нужного для себя и делать это с наименьшей тратой времени и сил».Читательскую самостоятельность характеризует наличие у ребенка мотивов, которые побуждают его общаться с книгами, и системы знаний, умений, навыков, которые позволяют реализовать свои запросы, соответствующие социальной и личной необходимости, с наименьшей затратой сил и времени. Именно читательская самостоятельность позволяет ребенку дать реальную оценку своим читательским возможностям и подготовке, а также является причиной стойкого интереса всех учащихся к миру книг и постоянному чтению книг по собственному выбору [14].Согласно мнению О.В. Сосновской, особенность читательской деятельности заключается в проникновении в предметный, содержательный мир, стоящий за текстом, это происходит благодаря общепсихологическим и психолингвистическим механизмам читательской деятельности, поэтому значимое понятие «квалификация читательской деятельности» отражает уровень сформированности психологического механизма осуществления читательской деятельности в сочетании с филологическими и культурологическими составляющими.В процессе читательской деятельности читатель через текст, вступает в общение с другим субъектом, автором текста. На характер восприятия содержания текста также влияет содержание многих подструктур личности читателя. Особенно это касается читательской направленности, понимаемой как система отношений, определяющая избирательность и активность личности в ее читательском поведении, общении, деятельности. Читательское сознание личности выявляется по характеру и особенностям содержания читательской направленности.