Организация самостоятельной работы студентов педагогического вуза в процессе группового взаимодействия в условиях цифровизации образования
Введение
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что современный специалист – это в первую очередь не только участник производственных процессов, но и их организатор. Он в это же время является и воспитателем для подчиненных, и научным работником. Все это обусловлено тем, что в условиях прогресса науки и техники, а также в условиях постоянно меняющейся социальной среды (в том числе ее экономической составляющей) специалисты сталкиваются с необходимостью решать неизвестные задачи, сложные. Особенно по сравнению с условно традиционными.
Специалисты должны не только решать производственные задачи, но и задумываться о том, как и какими средствами можно обеспечить развитие производства. Это требует от любого профессионала способности самостоятельно и ответственно подходить к решению разного рода задач.
Вопросами развития самостоятельности у молодых людей, в том числе студентов высшего педагогического учебного заведения и обучающихся школ, в разное время задавались разные выдающиеся педагоги.
Особо стоит отметить общеобразовательные учреждения и учреждения высшего педагогического образования. Именно в них общество буквально реализует и стратегию, и тактику собственного развития. Результативность и эффективность воспитания поколений людей в образовательных учреждениях – факторы, от которых зависит духовный потенциал социума, социальные и экономические условия жизнедеятельности людей.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
1.1. Самостоятельная работа в процессе обучения как педагогическая проблема.
1.2. Социально-педагогические предпосылки организации самостоятельной работы студентов в педагогическом вузе.
1.3. Сущность самостоятельной работы в учебно-познавательной деятельности студентов.
1.4. Психолого-педагогические аспекты групповых форм обучения.
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ГРУППОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ.
2.1. Организационно-педагогическое обеспечение группового взаимодействия студентов педагогического вуза.
2.2. Групповое взаимодействие студентов педагогического вуза как путь формирования их самостоятельности в решении образовательных задач.
2.3. Решение учебных задач в условиях группового взаимодействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев Н.Г. Самостоятельность. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М., 1966.-765 с.
2. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Хре¬стоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг./ Под. ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М.; 1981.-С. 211-215.
3. Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. - 256 с.
4. Асмолов А.Г. Мир образования. Культурно-историческая психология и кон-струирование миров. - М. - Воронеж, 1966. - 124 с.
5. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. - М., 1981.-169 с.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Про-свещение, 1982. -192 с.Белинский В.Г. Избр. пед. соч. - М.: Педагогика, 1982. - 271 с.
7. Белкин Е.Л. и др. Педагогические основы организации СРС в ВУЗах / Учеб¬ное пособие. - Орёл, 1989. - 65 с.Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч. - М., 1979. - т. 2. - 304 с.Ю.Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч. - М., 1979. - т. 2. - 308 с.
11.Блонский П.П. Память и мышление. - М. -Л., 1935. - 141 с.
12.Васильева Т.В. Сочетание групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности студентов как средство повышения эффективности обучения : Автореф. дис. канд. пед. наук. - Киев, 1985. - 22 с.
13. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики., 2-е изд. - М., 1926. - 288 с.
14.Вендровская Р.Б Воспитание в процессе обучения: теория и практика 20-х годов// Сов. педагогика. -1988. - № 4. - С. 16-28.
15.Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. - М.: Педагогика, 1982.-129 с.149
І6.Вендровская Р.Б. Теоретическое обоснование организационных форм обу-чения в советской дидактике 20-х годов // Сов. педагогика. -1980. - № 12. -С. 24-32.
П.Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.; Просвещение, 1977. - 159 с.
18.Вербицкий А.А. Самостоятельная работа при подготовке бакалавра: переход от парадигмы обучения к парадигме образования. Самостоятельная работа студентов : По материалам Всерос. научно-практ. конф. «Самостоятельная работы студентов как основа образовательного процесса подготовки бака¬лавров», Москва - Красногорск, 20-21 ноября 1992г. - М., 1993. - 105 с.
19. Вербицкий А.А. Самостоятельная работа при подготовке бакалавра: пере-ход от парадигмы обучения к парадигме образования. Самостоятельная ра¬бота студентов : По материалам Всерос. научно-практ. конф. «Самостоя¬тельная работы студентов как основа образовательного процесса подготовки бакалавров», Москва - Красногорск, 20-21 ноября 1992г. - М., 1993. -С. \\-12.
20.Вербицкий А., Попов Ю, Подлеснов В., Андросюк Е. Самостоятельная рабо¬та студентов: проблемы, опыт.// Высшее образование в России, 1995. - № 2. -С. 92-106.
21 .Высшее образование в Российской Федерации: время перемен. - М.: АНПО Наука, изд. фирма «Логос», 1992. - 84 с.
22.ГаруновМ.Г., Зотков P.M. Активизация внеаудиторной СРС. - М.: НИИ Проблем ВШ, 1977. -232 с.
23.Гарунов М.Г., Пидкасистый П.И. СРС. - М.: Знание, 1978. - 35 с.
24.Гарунов М.Г. СРС как предмет психолого-педагогических и социологиче-ских исследований.// Проблемы активизации СРС - Пермь, 1979. - С. 44-49.
25.Герцен А.И. Опыт бесед с молодыми. Избр. пед. высказывания. - М., 1951. -190 с.
26.Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. - М., 1994. -170 с.
27.Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятель-ности и СРС. Учебно-методическое пособие. - М.: изд-во МГУ, 1981. - 80 с.
28.Гришин В.Н. Влияние группового взаимодействия на улучшение самостоя-тельной работы студентов // Тез. докл. Междунар. научно-практ. конф. - НИ РХТУ им. Д.И.Менделеева, - Новомосковск , 1999. - С. 67-68.
29.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. - 127 с.
ЗО.Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах. - М., 1978. - 432 с.
31. Данилов М.А. Процесс обучения в современной школе. - М., 1960. - 217 с.
32.Данилов М.А. Процесс обучения в современной школе. - М., 1960. - 217 с.
ЗЗ.Дежникова Н.С. Познавательная деятельность школьников и условия её коллективной организации : Сб. Организация познавательной деятельности учащихся. - Свердловск: Изд-во УрГУ, 1979. - 285 с.
34.Делор Ж. Образование для XXI века. Чужая азбука., 1997. - № 2. - С. 15-17.
35.Дерябкин Н.О. О методах руководства учащимися. // Просвещение Сибири, 1928.- С. 25.
36. Доклад комитета по высшей школе Министерства науки Российской Феде-рации к 43 сессии Международной конференции по образованию. / Высшее образование в Российской Федерации: время перемен. - М.: АНПО Наука, изд. фирма «Логос», 1992. - 43 с.
37. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её' развитие. - М.: Педагогика, 1989. -160 с.
38.Дьяченко В.К. Организационные формы обучения и их развитие. // Сов. пе¬дагогика. - 1985. - № 9. - С. 55.
39.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе коллек¬тивной работы : Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. -192 с.
40.Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М., 1971. - 34 с.
41 .Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М., 1993.
42.Журнал «Народный учитель». 1929. - № 7. - С. 15-18., №> 8. - С. 21-24.
43.Зимняя И.А. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельно¬сти студента // Самостоятельная работа студентов : По материалам научно-практ. конф. «Самостоятельная работа студентов как основа образователь¬ного процесса подготовки бакалавров». - М. - Красногорск, 20-21 ноября 1992г.,-М., 1993. -С. 13-21.
44.Иванов В.В., Иванова Т.А., Гришин В.Н. Социология студенческой группы в приложении к задачам воспитания. - М., 1994. - 60 с.
45.Иванова Т.А., Иванов В.В. Социологические признаки успеха группового воспитания специалистов в ВУЗе. Новомосковск, 1991. - 51 с.
46.Ильясов И.И. Структуры процесса учения. - М., 1986. - 112 с.
47.Каптерев Н.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Образование. - М., 1897. -№ 1.-С. 4-7.
48.Каптерев. Н.Ф. Избр. пед. соч. - М., 1982. - 351 с.
49.Каптерев. Н.Ф. Избр. пед. соч. - М., 1982. - 353 с.
50.Клюева Н.В. Успешность обучения при групповой форме его организации : Автореф. дис. канд. псих. наук. - Л., 1978. - 22 с.
51 .Коверялг А.А., Пурье Е. Проблемное обучение: методические материалы. -Таллин: Знание, 1982. -199 с.
52.Коган Н.С. Некоторые взаимосвязи философии и педагогики // Сов. педаго-гика. - 1981.-№ 10. - С. 56-63.
53.Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников./ Под ред. И.Б.Первина. - М., 1985. - 156 с.
54.Концепция общего среднего образования. /Науч. Рук. ВНИК «Школа» Э.Д.Днепров. - М., 1988. - 25 с.
55.Котов В.В. Организация учебной деятельности и формирование коллективи¬стских отношений / организация познавательной деятельности учащихся. -Свердловск: изд-во УрГУ, 1979. -134 с.
56.Красновский Э.А. Активизация учебного познания. // Сов. педагогика. -1989. -№ 5. -С. 9.
57.Красногорский Н.И. Высшая нервная деятельность ребёнка. Л.: Медгиз, 1958.-217 с.152
58.Краткий психологический словарь : Под общ. ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. Р/Д., «Феникс», 1998. - 256 с.
59.Крупская Н.К. Пед. соч. в 6-ти томах. - М., 1978. - т. 4. - 514 с.
60.Крупская Н.К. Пед. соч. в 6-ти томах. - М., 1978. - т. 2. - 301 с.
61 .Кузьмина Н.В. Опыт экспериментального моделирования деятельности пре-подавателя высшей школы. - Варшава, 1977. - № 3. - С. 73-87.
62.Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.; 1985. - 128 с.
63.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1989. - 225 с.
64.Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв., т. 2. - 154-155 с.
65.Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв., т. 1. - 289 с.
66.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1977. - 304 с
67.Лернер И.Я. О способах организации познавательной деятельности учащих¬ся на уроках истории. / Новые исследования в педагогических науках. - 1964. -№133.-206 с.
68.Лесгафт П.Ф. Избр. пед. соч. в 2-х томах. - М., 1951. - т. 1. - 386 с.
69.Лийметс Х.И. О социальной сущности процесса познания в формах органи¬зации учебно-познавательной работы школьников : Сб. Организация позна¬вательной деятельности учащихся. - Свердловск : Изд-во УрГУ, 1979. - 165 с.
70.Лийметс Х.И. Теория современного процесса обучения и её значение для практики // Сов. педагогика. - 1989. - № 11. - С. 10.
71.Лийметс Х.И., Первин Н.В. Сущность коллективной организации познава¬тельной деятельности. Теоретические проблемы воспитательного коллекти¬ва школьников. - Тарту: Изд-во Тартус. ун-та, 1975. - 308 с.
72.Лийметс Х.И. О социальной сущности процесса познания в формах органи¬зации учебно-познавательной работы школьников : Сб. Организация позна¬вательной деятельности учащихся. - Свердловск : Изд-во УрГУ, 1979. - 134 с.153
73Лихацкая Э.Р. Коллективная организация познавательной деятельности в ис¬тории советской школы и педагогики : Сб. Организация познавательной дея¬тельности учащихся. - Свердловск: Изд-во УрГУ, 1979. - 134 с.
74.Лозовская Р.А. Об управлении СР студентов младших курсов. Проблемы педагогики высшей школы. М.; 1972. - 156 с.
75.Ломов Б.Ф. Теоретические и методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.-254 с.
76.Лында А.С. Самостоятельная работа и самоконтроль в учебной деятельности старших школьников. - М, 1971. - 131 с.
77.Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993. - 2!5 с.
78.Материалы ЮНЕСКО «Образование в целях развития в интересах демокра¬тии., І990. - 126 с.
79.Матюшкин A.M., Петросян А.Г. Психологические предпосылки групповых форм проблемною обучения. - М.: Знание, 1981. - С. 38-39.
80.Матюшкин A.M., Петросян А.Г. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения. - М.: Знание, 1981. - С. 37-43.
8!.Матюшкин A.M., Петросян А.Г. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения. - М.: Знание, 1981. - С. 44-45.
82.Матюшкин A.M. Проблемы развития профессионального творческого мыш¬ления. / Новое в теории и практике обучения. - М.: Знание, 1980. - Вып. 1. -79 с.
83.Махмутов М.Н. Проблемное обучение. - М., 1982. - 214 с.
84.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 1977. -253 с.
85.Микельсон P.M. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения. -М., 1940. -28 с.
86.Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. Ос-новные вопросы дидактики. - М.: Высшая школа, 1978. - 279 с.154
87.Огородников И.Т. Содержание и методика исследования сравнительной эф-фективности отдельных методов обучения в школе. Опыт дидактических ис-следований в СССР и ГДР. - М. - Берлин, 1974. - 240 с.
88.Одоевский В.Ф. Опыт о педагогических способах при первоначальном обра¬зовании детей. Избр. пед. соч. - М., 1955. - 328 с.
89.Ожегов СИ. Словарь русского языка. Изд. 14-е, стереотипное. - М., 1982. -169 с.
90.Павлов Г.В. Статистическая обработка результатов педагогического экспе¬римента. М.: Знание, 1972. - 134 с.
91.Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. Пособие для учителей. - М., 1984. -184 с.
92.Панфилова Т.С. Воспитание самостоятельности школьников в учебной ра¬боте. - М., 1960. - 167 с.
93.Паркхерст Е. Воспитание и обучение по дальтонскому плану. - М., 1924. - 34 с.
94.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педа¬гогических колледжей. / Под. Ред. П.И.Пидкасистого. - М, 1996. - 310 с.
95.Первин И.В. Коллективная учебно-познавательная деятельность. М.: Педа¬гогика, 1985. - 156 с.
96.Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч. в 2-х т. - М.: 1981. - т. 1. - 257 с.
97.Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьни¬ка в обучении. - М., 1980. - 184 с.
98.Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьни¬ка в обучении : Теоретическо-экспериментальное исследование. - М.: Педа¬гогика, 1981. - 240 с.
99.Плотников К.К. Структура и развитие личности./ Отв. ред. Глоточкин А.Д. -М.: Наука, 1986.-256 с.
100. Проект «Цели образования - 2000 год» (1990г., США).
101. Проект «Образование будущего» (1985г., Франция).
102. Проект «Образование для 2000 года» (1985г., Германия).155
103. Проект «Учиться преуспевать. Радикальный взгляд на образование сего-дня и стратегия на будущее» (1993г., Англия).
104. Проект «Образование в 2000 году « (Швеция).
105. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.-М., 1946.- 152 с.
106. Синицкий Л. Новая школа в Англии и в России. - СПБ., 1991. - 9 с.
107. Скалкова Я. От теории к практике обучения в средней общеобразова¬
тельной школе : Пер. с чешского. - М.: Педагогика, 1983. - 59 с.
108. Скаткин Н.Н., Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. / Под ред. М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера. - М., 1980. - 197 с.
109. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.; 1976. - 160 с.
110. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшей школы: от деятельности к личности. - М., 1995. - 232 с.
111. Срода Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности в учении. - М.: изд. АПН РСФСР, 1956. - 125 с.
112. Стефанюк С.Л. Учить самостоятельности и ответственности. // Вестник высшей школы. - 1981. - № 1. - С. 21-22.
113. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: изд-во МГУ, 1975.
114. Тарантей В.П. Коллективная работа учащихся на уроке как средство раз¬вития познавательной самостоятельности. - М., 1979. - 271 с.
115. Толстой Л.И. Собр. соч. - М., 1983. -т. 15. - 395 с.
116. Тукач Г.Л., Чубук Ю.Ф., Ожогин В.Я. Высшая техническая школа ГДР. -Киев: Вища школа, 1973. - 217 с.
117. Учись самостоятельно работать. Под. ред. М.И.Грищенко. - Киев: изд-во КГУ, 1969. - 112 с.
118. Ушинский К.Д. Собр. соч. - М.-Л., 1948-1950. - т. 8. - 390 с.Фёдоров A.M. Организация С PC на практических занятиях но математи¬ке. Записки ЛСХИ, т. 123, 1968. - С. 97.156
120. Формирование учебной деятельности студентов. / Под. Ред. В.Я.Ляудис. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1089. - 103 с.
121. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. -М., 1977.-160 с.
122. Хюсен Т. Образование в 2000 году. Перспективы.- 1993. - № 2. - С. 4-16.
123. Чернышевский Н.Г. Поли. собр. соч. в 15-ти томах. - М., 1947. - т. 3. - 625 с.
124. Чигринов В.И., Мельникова СИ., Мураховский Л.Л. Формы, методы и средства организации познавательной деятельности обучающихся': Учебное пособие. - Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 1987. -91 с.
125. Шабаев И.Г. К вопросу о понятиях алгоритмической и эвристической по¬знавательной деятельности учащихся. Сов. педагогика., 1977. - С. 28-32.
126. Шамова Т.Н. Активизация учения школьников. - М., 1982. - 164 с.Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., 1971.- 176с.
127. Якиманская И.С. Знания и мышление человека. - М., 1985. - 181 с.
128. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М.; 1994. - 167 с.
129. Allport G.W. The historical background of modern social psychology II Hand¬book of social psychology. V.I. Cambridge Massathusets, 1954. P. 653
130. Bess G., Bilorusky G. Curriculum hypocrisies. Studies in student - initiated conreses., 1970.
131. Bowen H. Investment in Learning/ San Francisco., 1970. - P 292-293/
132. Cyphert F.R. Independent Study : the Dilemma/ Theory into Practice ., 1966/ V.V.n.5.
133. Cheirman T. Report of the Committee oh University teaching methods. Dall. London. П.Н.О., 1964.
134. Klink G. Stadium Zwischen Plamend Freiheit., 1969.
135. Learner - Centered Reform. Cunrent Issues in Higher Education. San Fran-cisco, 1975.-0.8.157
137. Lewin К. Field theory in social seinse. London. 1964. P. 346.
138. McLeash. The Lecture Method Cambridge, 1968.
Ritter P. Educratien Education for creation. L. 1976.140. Slechty P.C. Schools for the 21st century. - San Francisco, 1990
Такой информационный обмен сразу становится связанным с ощутимыми сложностями выбора алфавита кодирования. В традиционных постановках эксперимента все символы информационного алфавита вводятся однозначно, а отношения между ними определяются всего лишь порядком irx следования в сообщении. Постановки же с усвоением материала отличаются в этом смысле неопределённостью алфавита и синтаксиса отношений между его символами. В нашем эксперименте понятия и отношения между ними имеют композицион¬ный характер, т. е. определяемы через другие, более простые понятия и отно¬шения между ними. Именно по этой причине алфавит и синтаксис отношений между его символами в кодовой записи сообщения становится неопределён¬ным.
В традиционной постановке обучения в ВУЗе главным итогом его стано¬вится воспроизведение предъявленной к запоминанию последовательности смыслов. Нас же интересует усвоение содержания, смыслов индивидом. Ус¬воение же почти всегда подчинено не воспроизведению, а реализации некото¬рой цели, содержащейся в предъявленном индивиду задании. Так что его от¬клик уже по содержанию в корне отличен от исходного сообщения-задания. Естественно, такой характер информационного обмена усложняет исследова¬ние уже в постановке.
В какой-то мере весь комплекс сложностей упрощается классификацией заданий. Их условно можно разделить на алгоритмируемые и концептуальные.