Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Цель работа: определить возможность развития внимания детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
25.08.2022
Объем файла
730 Кб
Количество страниц
76
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет внимание в развитии и становлении личности ребенка-дошкольника. 
ФГОС ДО создает ориентиры образовательной деятельности современной дошкольной образовательной организации, связанные с развитием нравственных, физических, социальных и интеллектуальных качеств ребенка, способствующих дальнейшему успешному обучению в школе. К одной из значимых образовательных отраслей, в соответствии с данным документом, относят познавательное развитие дошкольника, предполагающее «становление сознания, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах и явлениях окружающей действительности» [41] и т.д. В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление, внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. Внимание считается одним из важнейших показателей общей и целостной оценки уровня развития личности, потому что любая организованная человеческая деятельность требует активности, точности, сосредоточенности внимания.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 8

1.1. Понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе и его виды 8

1.2. Особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста 14

1.3. Дидактические игры как средство развитие внимания детей старшего дошкольного возраста 19

Краткие выводы по главе I 24

ГЛАВА 2.  РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 26

2.1. Характеристика испытуемых. Диагностика развития внимания детей старшего дошкольного возраста 26

2.2. Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста 34

2.3. Итоги заключительного этапа исследования 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57

ПРИЛОЖЕНИЯ 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду (доп. изд.) М.: Педагогика, 2019. 162 с.

2. Алюханова Е.М. Развитие произвольного внимания у старших дошкольников// Научное отражение. 2019. № 4 (18). С. 5-6.

3. Базарова М.С. Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр. М.: Прогресс, 2020. 164 с.

4. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы развития. М.: Академия, 2018. 148 с.

5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в д/с: Кн. для воспитателей д/с. М.: Просвещение, 2021. 211 с.

6. Бородова К.К. Дидактическая игра как средство развития детей.  М.: Просвещение, 2018. 156 с.

7. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. М.: Наука, 2016. 312 с.

8. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. М.: Академия, 2014. 244 с. 

9. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание / Под ред. А.В. Запорожца. М.: Сфера, 2021. 203 с.

10. Гордеева О.А. Использование дидактической игры для развития детей дошкольного возраста // «Концепт», №4. 2016. С. 51-55

11. Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3–7 лет. ФГОС ДО. М.: Сфера, 2020. 157 с.

12. Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание. М.: Правда, 2017. 217 с.

13. Добрынин Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания в кн: Психологич. наука в СССР, т.1, М.: Просвещение, 2010, 187 с.

14. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. М.: Просвещение, 2018. 119 с.

15. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Тривола, 2019. 336 с.

16. Калиниченко С.А. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014.  368 с.

17. Карпова Е.В Дидактические игры в начальный период обучения. Методическое пособие. М.: Сфера, 2018. 167 с.

18. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – Т. II. М.: Педагогика, 2018. 278 с.

19. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М.: Просвещение, 2021. 267 с.

20. Маркова Т.А. Актуальные проблемы педагогики игры. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М. Педагогика, 2017. 321с

21. Матюгин Л.Ю. Как развивать внимание и память вашего ребёнка. 2015. 190 с.

22. Мишечкина Н.А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения // Молодой ученый. № 5. 2017. С. 201-204. 

23. Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 2016. №12. С. 24-30. 

24. Неводчикова Е.В. Условия и методы развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО // В сборнике: Ступень в педагогическую науку материалы VIII международного форума работников образования. Центр научной мысли. 2020. С. 15-18.

25. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 2017. 688 с.

26. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. М.: Сфера, 2019. 104 с.

27. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Издание пятое (инновационное), испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 336 c.

28. Петровский А.В. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 2016. 479 с.

29. Психологический словарь/ Под ред. В.В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 2020. 302 с.

30. Рибо Т. Психология внимания. М.: Педагогика – Пресс, 2016. 284 с.

31. Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Постановка и разработка проблемы внимания с позиций теории деятельности // Вестник МГУ. 2018. № 2. С. 51-65.

32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2011. 263 с.

33. Сверкунова К.С. К проблеме развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. М. Просвещение, 2016. С. 218 с.

34. Сорокина А.И. Дидактические игры в д/с. Пособие для воспитателей д/с. М.: Просвещение, 2019. 196 с.

35. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 2020. 205 с.

36. Тамбиев А.Э., Медведев С.Д. Исследование обобщенной оценки внимания // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 76-79.

37. Тихеева Е.И. Дидактические игры. Хрест./Под. ред. М.Ф. Шабаевой.М.: Просвещение, 2016. 239 с.

38. Трясорукова Т.П. Игры и задания по развитию внимания. Интегрированные занятия для детей дошкольного возраста. М.: Феникс, 2016.

39. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. М.: Народная Асвета, 2016. 138 с.

40. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 2016. 196 с.

41. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Доступ из справ. – правовой системы «Гарант».

42. Федорова И.Ю., Гришанова В.И. Роль дидактических игр в обучении детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2019. №4 (6). С. 178-181. 

43. Федчун, И.В., Яшкина, О.Н., Багинская, Н.Л. Дидактическая игра как способ развития речи и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО // В сборнике: Современная образовательная среда: теория и практика Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 219-224.

44. Чернявская Е.Е. Дидактическая игра как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста // Вестник экспериментального образования. 2020. № 3 (3). С. 36–42.

45. Чернявская Е.Е. Дидактическая игра как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста // Вестник экспериментального образования. 2015. № 3 (3). С. 36-42.

46. Шерешик Н.Н. Психологические механизмы игры и особенности их функционирования в дидактических играх // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 5- 2. С. 111-114.

47. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 2016. 314 с.

48. Якобсон С.Г., Сафонова Н.М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии. 2019. № 5. С. 4-15.

На констатирующем этапе нами были определены группы испытуемых (подготовительная группа 09 выступала в качестве в контрольной группы исследования; подготовительная группа 03 выступала в качестве экспериментальной группы исследования) в которых с использованием ряда методик позволяющих диагностировать свойства внимания была проведена диагностики развития внимания детей старшего дошкольного возраста. Результаты проведения диагностика развития внимания детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют о том, что в обеих группах преимущественно обладает средний и низкий уровень развития внимания. Распределение уровней развития в обеих группах примерно одинаковое. Для достоверности итогов исследования, на констатирующем этап мы применили U-критерий Манна-Уитни, по результатам проведение которого мы пришли к выводу, что по уровню развития внимания группы однородны.