Сравнительный анализ флейтовых школ Н. И. Платонова и В. Н. Цыбина
Введение.
История музыкального образования в России прочно связана с крупнейшими музыкантами и выдающимися организаторами – братьями Николем и Антоном Рубинштейнами. С именем А. Г. Рубинштейна связана деятельность «Русского музыкального общества», основанного в Петербурге в 1859 году. РМО являлось концертной организацией, ставящей перед собой задачу сделать классическую музыку доступной большим массам русской публики, познакомить ее с монументальными произведениями композиторов – классиков и с классическими оркестровыми инструментами. Регулярные камерные и симфонические концерты, которые привлекали все больше слушателей, помогли выполнить эту задачу.
В 1860 году в Петербурге, по инициативе А. Рубинштейна, открылись общедоступные Музыкальные классы, основной целью которых являлось привлечение любителей музыки к профессиональному образованию. Несмотря на достаточно скудные финансовые возможности, Рубинштейну удалось собрать внушительный педагогический состав, который и составил впослед
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Формирование фундамента методики обучения игре на флейте в советский период 8
Глава 2. Творческий путь и создание В. Н. Цыбиным школы игры на флейте. Анализ “Основ техники игры на флейте” В. Н. Цыбина 14
Глава 3. Творческий путь и создание Н. И. Платоновым школы игры на флейте. Анализ “Школы игры на флейте” Н. И. Платонова 33
Глава 4. Сравнительный анализ флейтовых школ Н. И. Платонова и В. Н. Цыбина 41
Заключение 43
Библиография 44
Библиография
1. Кашкин Н. Д. «Первое двадцатипятилетие Московской консерватории» - Издательство: Императорское русское музыкальное общество – 1891. – 247 с.
2. Платонов Н. И. - Пути развития исполнительского мастерства на флейте: Дис... докт. иск. - М.,1957. – 152 с.
3. Цыбин В. Н. «Основы техники игры на флейте». Гос. Муз. Издательство. М., 1940. – 248 с.
4. Диссертация кандидата искусствоведения Иванова Валерия Петровича “Истоки, формирование и развитие московской школы игры на флейте до середины XX века”. Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. Москва 2003. – 252 с.
5. Платонов Н. И. «Метод изучения игры на флейте». М.: Государственное музыкальное издательство, 1931. – 79 с.
6. Платонов Н. И. «Методика обучения игре на духовых инструментах», М., 1953, второе издание 1958. – 115 с.
7. Платонов Н. И. “Школа игры на флейте”. Москва, издательство “Музыка” 1999, редакция Ю. Должиков – 158 с.
8. Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории. — Музыка, 1979. – 190 с.
9. Ягудин Ю. Воспоминания о В. Н. Цыбине // Воспоминания о Московской консерватории. — Музыка, 1966. – 608 с.
10. Болотин С. В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Радуница, 1995. – 358 с.
11. Абанович А. С. - Николай Платонов: штрихи к биографии // Музыкальная Академия (журнал). — 2011. — № 1. — 112 с.
12. Ю. Н. Должиков. Н. И. Платонов // Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории. М: Музыка — 1979. – 190 с.
13. А. В. Черных. Советское духовое инструментальное искусство. М: Советский композитор — 1989. — 137 с.
14. Лесковой О. Ф. Гармонии сияние, или Флейтовый блеск серебра / О. Ф. Лесковой. – 2-е изд., доп. и переработ. – М.: Издательство «ОнтоПринт» 2004. – 465 с.
15. Розанов С. В. «Основы методики преподавания и игры на духовых инструментах / Проф. С. В. Розанов. - 2-е изд., испр. - Москва: Музгиз, 1938 (Образцовая
На этом, на тот период обучения, мое знакомство с пособием В. Н. Цыбина завершилось.
Выбрав тему своего диплома, я приступила к тщательному изучению «Основ техники игры на флейте» В. Н. Цыбина и практическим занятиям на флейте, самостоятельно и вместе с учениками ДШИ.
Пособие включает в себя «Таблицы грифа, тремоло и трели», «Введение» и три отдела. Ещё до начала «Введения» В. Н. Цыбин излагает основные составляющие хорошего, перспективного исполнителя: «Извлечение полноценного звука на инструменте является целью первого этапа занятий. Без полного, ясного звука не может быть и ясного и точного технического исполнения» [3,4]. В. Н. Цыбин уделяет внимание тому, что необходимо на начальном этапе выявить наличие природных музыкальных способностей, пусть и мало развитых.
«Введение» состоит из семи разделов: «Дыхание», «Тренировка мышц губ и рта», «Извлечение звука», «Занятия на