Обоснование значимости использования геометрического материала на уроках математики для развития пространственного воображения младших школьников второго класса
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время возрастает потребность общества во всесторонне развитой личности с высоким уровнем интеллектуальных способностей, которая способна не только адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, но и создавать что-то новое, обеспечивающее социальный прогресс. Личность, описанную выше, невозможно представить без развития пространственного воображения.
Развитие пространственного воображения играет важную роль как во всестороннем и умственном развитии учащихся, так и в формировании специальных навыков, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Пространственное воображение – жизненно важный навык, без которого человеку было бы трудно не только решать любые задачи, требующие пространственного анализа, но и ориентироваться в реальном пространстве, что сделало бы невозможной его адаптацию в обществе.
Важность формирования пространственного воображения младших школьников отражена также в требованиях Федерального государственного образовательного ста
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ…….. 5
1.1. Процесс развития пространственного воображения младших школьников……………………………………5
1.2. Использование геометрического материала на уроках математики для развития пространственного воображения младших школьников………………………11
Выводы по первой главе………………………………………. 19
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 22
2.1. Разработка технологических карт уроков математики с использованием геометрического материала для развития пространственного воображения обучающихся второго класса…………………………22
2.2. Описание апробации технологических карт уроков математики с использованием геометрического материала для развития пространственного воображения обучающихся второго класса………………66
Выводы по второй главе………………………………………. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….. 73
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………… 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова С.П. Программа «Введение в геометрию»/ С.П. Абрамова// Современный урок. – 2009. – №1. – С. 122-128.
2. Ананьев Б.Г. Формирование восприятия пространства и пространственного мышления у детей/Б.Г. Ананьев. – М.: АПН РСФСР, 1996. – 86 с.
3. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах/М.А. Бантова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1996. –335 с.
4. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах/М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 1994. – 336 с.
5. Бобылкина В.П. Обучение элементам конструирования и расчета на уроках трудового обучения и математики в 1-3 классе/ В.П. Бобылкина. – М.: Просвещение, 1998. – 193 с.
6. Волкова С.И. Математика и конструирование. Пособие для учащихся начальной школы/С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2007. – 96 с.
7. Дебашина Е.Ю. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения/Е.Ю. Дебашина // Начальная школа.– 2003. – №7. – С. 101-103.
8. Ершова Г.В. Использование геоплана на уроках математики/Г.В. Ершова // Начальная школа.– 2003. – №12. – С. 93-96.
9. Житомирский В.Г. Путешествие по стране Геометрии/ В.Г. Житомирский. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.
10. Зак А.З.Занимательные задачи для развития мышления /А.З. Зак // Начальная школа. – 1985. – №5. – С. 37-41.
11. Знаменская Е.В.Об изучении геометрического материала в 1-4 кл./Е.В. Знаменская // Начальная школа. – 2005. – №5. – С. 75-79.
12. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе/ Н.Б. Истомина. – М.: Просвещение, 1999. – 289 с.
13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / Сост. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.
14. Колягин Ю.М. Наглядная геометрия и ее роль, и место, история возникновения/ Ю.М. Колягин // Начальная школа. – 2000. – №4. – С.26-32.
15. Кочеткова Г.Г. Развитие пространственного мыш
Мы выявили, что развивать пространственное воображение у детей необходимо посредствам осуществления действий над пространственными объектами: на первом этапе двигательных (с предметными моделями), а на втором этапе – мыслительные. Таким образом, учащихся нельзя ограничивать лишь наблюдением за действием, т.к. ребенок овладевает новыми знаниями в процессе активных действий.
Мы рассмотрели точку зрения Н.Д. Мацько, что развитие пространственного воображения учащихся младших классов обеспечивается в процессе обучения путем: 1. Наблюдения; 2. Восприятия и осмысливания информации, полученной от учителя и из учебников; 3. Практической деятельности (измерение, построение, рисование, решение задач, моделирование и др.); 4. Мысленного оперирования пространственного представления.
Нами были описаны уровни развития пространственного воображения у детей младшего школьного возраста: накопительный, репродуктивный, конструктивный, интеллектуальный.
Кроме того, мы выяснили, что в программу обучения математике в начальной школе входит учет пространственно-графических отношений между предметами, изучение различных геометрических форм и размеров. Обучающиеся учатся распознавать и рисовать точку, прямую и изогнутую линию, сегмент, луч, угол, многоугольник, осваивают использование средств измерения и рисования (линейки, квадраты, циркуль