Игра как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Введение
Познавательный интерес – это избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие [2].
Проблема развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста на протяжении многих лет занимает лидирующие позиции.
Изучение проблемы познавательного интереса в трудах психологов и педагогов представлен достаточно подробно: Б.Г.Ананьев [3], Л.Н. Божович [7], Л.А. Венгер [8], Л.С. Выготский [11], А.Г.Запорожец [26], Н.В. Рубинштейн [46], Г.И. Щукина [56], Д.Б. Эльконин [57] и др. Познавательный интерес как объект исследования рассматривается современными учеными: Л.И. Аббасовой [2], А.А. Ермошкиной [24], О.П. Шимшек [53] и др.
Заинтересовать, а не дать знания в готовом виде – всегда было целью дидактики и теории воспитания. Эта задача решалась педагогами всех эпох. Чрезвычайно важно оно остается и в наши дни. Ведь именно интерес позволяет человеку остаться неповторимой индивидуальностью, идти своим путем в жизни, творчески самоутверждаться, инициативно работать.
Содержание
Введение 3
1. Специфика игры как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Особенности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 26
2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию игры как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 43
2.1 Констатирующий этап эксперимента. Определение уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 43
2.2 Формирующий этап эксперимента. Повышение уровня познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством игры
2.3 Контрольный этап эксперимента. Определение эффективности игры как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1.............................................................................................................
Приложение 2.............................................................................................................
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155. URL: https://fgos.ru (дата обращения 21.06.2020)
2. Аббасова Л.И., Малярова Н.П. , «Психолого-педагогические основы познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста» URL: https :// cybe " rleninka . ru / article / n / psihologo - pedagogicheskie - osnovy - poznavatelnyh - interesov - u - detey - starshego - doshkolnogo - vozrasta / viewer (дата обращения: 12.07.2020).
3. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интерес: Ученые записки Ленинградского государственного университета [Текст] / Б. Г. Ананьев. – Л., 1959. – 126 с.
4. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1985. – 208 с.
5. Байрамукова С.М. Дидактическая игра как средство формирования логических универсальных учебных действий // Внедрение результатов инновационных разработок : проблемы и перспективы : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. : в 4 ч. Ч. 2. – Уфа, 2016. – С. 66-68.
6. Белошистая А. В. Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста : учебник для использования в учеб. процессе образоват. орг., реализующих прогр. сред. проф. образования по спец. "Дошк. образование" / А. В. Белошистая. – М. : Академия, 2017. – 272 с.
7. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И.Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 349 с.
8. Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст] / А. Л. Венгер.: в 2 ч. / – М.: Генезис, 2001. – 128 с.
9. Воронина, Т. В. Что? Где? Когда? В сотрудничестве с семьей формируем у детей познавательные интересы. / Т.В. Воронина // Детский сад. – № 2 (50) январь, - 2000. – С. 8 – 13.
10. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова – М. : Просвещение,1994. – 302 с.
11. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с.
12. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - М.: Издательство Юрайт, 2018. – 160 с. – (Серия: Антология мысли). – ISBN 978-5-534-06998-3.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский.– М. : Владос, 2015. – 420 с.
14. Гальперин П. Я. Формирование начальных математических понятий [Текст] / П. Я. Гальперин, Л. С. Георгиева // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников : хрестоматия в 6 частях. – М. : СПб, 1994.– Ч. 3. – 312 с.
15. Гусова, А.Д. Современный взгляд на познавательное развитие детей 6-7 лет / А.Д. Гусова // Журнал проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №55-10. – С.16-23.
16. Гудина В. Ю., Копнина О. В., Минибаева Т. И. Педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2019г. : в 2-х ч. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. Часть II. С. 87-90.
17. Гризик Т.И. "Познавательное развитие детей 2-8 лет. Мир природы и мир человека. Методическое пособие. ФГОС",– М.: Просвещение, 2017 г.–205с.
18. Григорьева И. А. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / И. А. Григорьева, Т. А. Грузинцева // Молодой ученый. – 2016. – №12, ч. 6. – С. 28-31.
19. Демидова, А.С. Формируем познавательную самостоятельность в старших дошкольников. / А.С. Демидова // Дошкольное воспитание, 2006. – № 10. – с. 10 – 17.
20. Дерябина, Е.А. Возрастная психология [Текст] / Е.А. Дерябина, В.И. Фадеев, М.В. Фадеева. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. – 158 c.
21. Детство [Текст] : примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Изд-во «Детство-Пресс», Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. – 321 с.
22. Диагностика умственного развития дошкольников [Текст] / под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. – М. : Детство – Пресс, 2015. – 256 с.
23. Дыбина, О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников /Под ред. О.В.Дыбиной,. – 2- е изд., испр.– М.: Творческий центр "Сфера", 2019. – 192 с. (Ребенок в мире поиска).
24. Ермошкина А.А. Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста, октябрь, 2019г.
25. Жуковская Р. И. Роль картинки в воспитании ребёнка дошкольного возраста – Государственное Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР – МОСКВА – 1954. ¬ – 42 с.
26. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] / А. В. Запорожец. – Т.1 – М.: Просвещение, 1986. – 176 с.
27. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2-е изд. — М.: Издательство «ЛИНКАПРЕСС», 2012. — 208 с.
28. Красильникова А. Е. «Познавательный интерес как психолого- педагогический феномен» [Электронный ресурс] // URL:http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-2-13.pdf (дата обращения:10.12.2020).
29. Кириллова И. М. Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры / И. М. Кириллова, А. Н. Переверзева // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. – Челябинск : Два комсомольца, 2017. – С. 35-38.
30. Кривкина Р. Т. Развитие логического мышления у дошкольников посредством использования дидактических игр / Р. Т. Кривкина, Д. К. Байшева // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – № 43-2. – С. 49-51.
31. Лаврущева О. А. Пути и средства развития мышления старших дошкольников / О. А. Лаврущева, Ю. М. Васина // Проблемы теории и практики современной психологии : материалы XIV ежегод. всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф., Иркутск, 23-24 апр. 2015 г. / редкол.: И. А. Конопак. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2015. – С. 152-156.
32. Литвиненко И. Многоканальная деятельность – способ развития познавательной активности// Дошкольное воспитание.– 2002. – № 4. – с.22-24
33. Магонова Н. И. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр / Н. И. Магонова, Л. А. Генералова // Вестн. науч. конф. – 2015. – № 1, ч. 5. – С. 76-77.
34. Маренникова С. Е. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте / С. Е. Маренникова, Н. В. Платова // Наука сегодня : фундаментальные и прикладные исследования : материалы междунар. науч.-практ. конф. – 2018. – С. 143-144.
35. Микляева Н. В. Теория и технологии развития математических представлений у детей: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. "Пед. образование" [(профиль "Дошк. образование", квалификация "бакалавр")] / Наталья Викторовна Микляева, Юлия Викторовна Микляева. – М. : Академия, 2015. – 352 с.
36. Мустафин Т. Р. Особенности мышления старших дошкольников при разном уровне соответствия правилам нормативной ситуации : дис. ... канд. психол. наук / Мустафин Тимур Равилевич ; [Казан. (Приволж.) федер. ун-т]. – Казань, 2016. – 175 с.
37. Мишарина Л. А. и авторский коллектив. Хрестоматия Байкала – «Байкал – жемчужина Сибири», – Иркутск: ГОУ ВПО «ИГПУ», 2018г. – 140с.
38. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика. – 2009. – №2. – С. 5-8.
39. Писаревская М. А., Семенова А. А. Психология и педагогика: учебное пособие / сост. М. А. Писаревская, А. А. Семенова. – Новороссийск: Новороссийский филиал ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», 2019. – 249 с.
40. Пименова Ю. Н. Развитие мышления дошкольников посредством дидактических игр / Ю. Н. Пименова, С. В. Пименова, Е. В. Илюшина // Вестн. науч. конференций. – 2015. – № 1-3. – С. 104-106.
41. Полякова Е. П. Дидактическая игра как метод развития мышления старших дошкольников // Авангард науки. – 2018. – № 1 (1). – С. 26-28.
42. Проколиенко, Л.М. Формирование любознательности у детей дошкольного возраста / Л. М. Проколиенко (Библиотека для родителей) – М. : Сов. школа, 1979. – 88 с.
43. Развитие познавательных способностей дошкольника / Е. В. Проскура; Под ред. Л. А. Венгера. – Киев : Рад. шк., 1985. – 128 с.
44. Радуга [Текст]: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2016. – 232 с.
45. Развивающие игры В.В. Воскобовича [Электронный ресурс] : список лит.: (2003-2015) / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка ; сост. Т.В. Воложанина. – Мурманск: МГОУНБ, 2015. – 4 с.
46. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1998. – 705 с.
47. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников [Текст] / Н. Н. Поддъяков [и др.]; под ред. Н. Н. Поддъякова. – М. : Педагогика, 1980. – 216 с.
48. Стимулы и мотивы познавательной деятельности учащейся молодежи [Текст] : (Материалы Науч. конференции) / [Ред. коллегия: В. П. Шуман (отв. ред.) и др.] ; М-во просвещения РСФСР. Владимирский гос. пед. ин-т им. П. И. Лебедева-Полянского. Кафедра педагогики. - Владимир : [б. и.], 1970. - 198 с.
49. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2016. 320 с.
50. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызин. – М. : Просвещение, 1999. – 224 с.
51. Ушинский, К. Д. Три элемента школы [Текст] / К. Д. Ушинский // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 2 т. / К. Д. Ушинский. – М.; Л., 1957. – Т. 1. – С. 32-50.
52. Харламов И.Ф. Х21 Педагогика: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. – 519 с.
53. Шимшек, О. П. Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников / О. П. Шимшек, И. С. Казаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.3 (113.3). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29613/ (дата обращения: 12.07.2020).
54. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников Учебное пособие. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 392 с.
55. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
56. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с.
57. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин – М., 2012. – 560 с.
Результат констатирующего этапа эксперимента показал нам то, что уровень познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста достаточно низкий. У детей слабый интерес к приобретению новых знаний, выполнению полученного задания. В основном это происходит потому, что форма проведения занятия не достаточно интересна и недостаточно привлекательна для них, в связи с этим их интерес к познанию чего-то нового постепенно угасает. Современный процесс обучения просто немыслим без поиска более новых и эффективных технологий обучения. В связи с этим, более эффективное развитие познавательного интереса мы будем улучшать при помощи игр, ведь дети старшего дошкольного возраста еще не привыкли долго сидеть на занятиях и уделять время получению знаний, основная часть времени до этого у них уходит на игры и как следствие для них это очень близко, и как результат может дать высокие показатели.