Логопедическая работа по стимулированию речевой активности детей 3-4 лет с моторной алалией
Введение
Актуальность исследования. Речевая функция - одна из важнейших психических функций человека. В процессе развития речи формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. В норме регуляторная функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Современные исследования в области детской психологии показали, что недоразвитие регуляторной функции речи является общим показателем аномального психического развития.По определению В.А.Ковшикова, алалия (греч. а – отрицание, lalio – говорю, речь) – тяжелое расстройство речи, возникающее вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем (доречевом) периоде развития ребенка [5].Проблема детей, страдающих алалией, является объектом изучения учёных уже не одно десятилетие.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы речевого развития детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией………………………..6
Закономерности формирования речи у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...6
1.2 Определение и общая характеристика моторной алалии……………………14
1.3 Особенности речевого развития младших дошкольников с моторной алалией………………………………………………………………………………19
Выводы по первой главе…………………………………………………………...24
Глава 2. Организация и методы логопедической работы по стимулированию речевой активности у младших дошкольников с моторной алалией…………………………………………………………………25
2.1 Организация и содержание обследования речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи……………………………………………………25
2.2 Система коррекционно-логопедической работы при моторной алалии……28
Выводы по второй главе…………………………………………………………...39
Глава 3. Анализ логопедической работы ……………………………………..40
3.1 Характеристика речи детей дошкольного возраста с моторной алалией…..40
3.2 Логопедическая работа по стимулированию речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией………………………………………………………52
3.3 Анализ результатов экспериментальной работы……………………………..64
Выводы по третьей главе…………………………………………………………..69
Заключение………………………………………………………………………...70
Список литературы……………………………………………………………….72
Список литературы
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский цент «Академия», 2006. — 400с.
Артемова Е.Э. Изучение коммуникативных навыков у детей с алалией // II Международная научно-практическая конференция: сб. статей. -М., 2012, с.73-76.
Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. -М. АСТ "Астрель", 2007, с.224
Бабина Г.В. Слоговая структура слова. Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: методическое пособие. - М., 2013, с.64
Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением [Электронный ресурс]
Васильева, И. И. Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие. / И.И. Васильева, Е.В. Долганюк, Е.А. Конышева – М.: Детство-Пресс – 2013 г. – 167с.
Волкова Г.А. Логопедия. - М., Просвещение, 2008, с.66-308.
Воробьева В.К. О некоторых особенностях построения фразы в устной речи детей-алаликов. Очерки по патологии речи и голоса // под ред. С.С.Ляпидевского. - М. Просвещение, 2001, с.66-67.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 640 с.
Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 2000,-с.117
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 472 с.
Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. изд. 4-е. – М., 2009. – 112 с.
Гриншпун Б.М. Алалия // Логопедия. / Б.М Гриншпун, С.Н. Шаховская. Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высших учебных заведений. / под ред. Л.С. Волковой. — 5 — е изд., перераб.доп. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. — 703с.
Развитие лексики у ребенка тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, а также с развитием всех элементов языковой системы: фонетико-фонемической и грамматической речи. Формирование словарного запаса в онтогенезе также связано с развитием представлений ребенка об окружающей действительности. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе внеязыковой деятельности и речи, в непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также посредством общения со взрослыми. [3]Во-первых, общение взрослого с ребенком является односторонним и эмоциональным, пробуждающим у ребенка желание вступить в контакт и выразить свои потребности. Общение взрослых стимулирует внимание ребенка к знаковой речевой системе с помощью звуковых символов. Ребенок сознательно подключается к речевой деятельности, вступает в контакт с помощью языка. Такая "связь" осуществляется прежде всего простейшими формами речи с понятными словами, связанными с определенной, конкретной ситуацией. Согласно А.Р.Лурия, первоначально при формировании предметной соотнесенности на слова большое влияние оказывают побочные, ситуационные факторы, которые в дальнейшем перестают играть роль в этом процессе. На ранней стадии развития речи на тематическое значение слова влияет ситуация, жесты, мимика и интонация; слово имеет рассеянный, расширенный смысл. В этот период предметная отнесенность слова может легко потерять свою конкретную предметную отнесенность и приобретает расплывчатое значение, например, словом «котенок» ребенок может назвать и шапку, и шубу, так как они по внешнему виду напоминают мех кошки. [5]