Педагогическая поддержка леворуких детей младшего школьного возраста
Введение
Актуальность данного исследования заключается в том, что педагоги недостаточно владеют знаниями об особенностях организации обучения леворуких детей. В наше время количество леворуких людей постоянно растет. Отсюда современная педагогическая наука предъявляет ряд требований к воспитательно - образовательному процессу, основывающийся на принципах личностно - ориентированного, дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам. При работе учитель должен учитывать состояния психической сферы всех учащихся в классе, ориентироваться не только на праворуких, но и на леворуких детей: на особенность их высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционального и личностного статуса, с целью улучшения образовательно-воспитательного процесса.Проблема леворукости является одной из главных проблем в педагогике и психологии. На данный момент нет ни одного класса, где не обучалось бы хотя бы одного леворукого ребенка.
Содержание
Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы педагогической поддержки леворуких детей младшего школьного возраста…………………………..?
1.1. Леворукость детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………6
1.2.Сущность понятия “педагогическая поддержка”...............................12
Выводы по первой главе………………………………………………19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по педагогической поддержке леворуких детей младшего школьного возраста………………?
2.1. Изучение трудностей в обучении у леворуких детей младшего школьного возраста……………………………………………………………21
2.2. Формы и методы педагогической поддержки леворуких детей младшего школьного возраста…………………………………………………25
Выводы по второй главе………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………35
Список литературы…………………………………………………….38
Приложение……………………………………………………………..44
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения)
Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. – М. : ГИТИС, 2010. – 320 с.
Аксюта, О. В. Левша или правша? [Текст] / О. В. Аксюта. – Витебск. : УО «ГЦВР», 2009.
Андреева, В.А. Коррекционная работа по развитию графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста / В.А. Андреева. - Научный альманах. 2015. № 12-1 (14). С. 438-441.
Анохина Т.В. Педагогическая поддержка, как реальность современного образования / Т.В. Анохина // Классный руководитель. – 2000. – №3. – С. 32–40
Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей/ А.Ф.Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: "Ось -89", 2000. С. 272.
Беглова, Л.И. Организация процесса обучения леворуких детей в начальной школе/Л.И. Беглова, Л.Д. Скобенко. - Инновационная наука. 2018. № 9. С. 50-53.
Бедерханова, В.П. Гуманистические смыслы образования / В.П. Бедерханова, И.Д. Демакова, Н.Б. Крылова// Проблемы современного образования. 2012. №1.
Безруких, М. М. Если ваш ребенок – левша [Текст] : / М. М. Безруких, М. Г. Князева. – М. :Ювента, 2010. – 267 с.
Безруких М. В. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 223 с. 3. Безруких М. В., Ефимова С. Хорошо ли быть левшой? // Семья и школа. – 2009. – № 9. – С. 48. 4. Беридзе А. Д., Соколова Е. Н. Обучение письму леворуких детей // Начальная школа. – 2004. – № 2. – С. 7.
Берулава, Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учебное пособие Текст. / Г. А. Берулава. Сочи: НОЦ РАО, 2002.-94 с.
Богданов, H.H. Дерматоглифика пишущих левой/ Н.Н.Богданов//Вопросы психологии, 1997. № 2. С. 76-87.
Божович, Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.М. Божович. – М. : Просвещение, 2008. – 267 с.
Особая организация нервной системы, распределение труда между мозговыми полушариями составляют целый комплекс психологических качеств человека. Именно он разительно отличает левшей от правшей. Отличие состоит не только в том, какими руками пишут, едят, работают эти дети, но и в особенностях зрительного восприятия информации. Определено, что для детей с ведущей левой рукой особенно характерна именно визуальная система восприятия. Отсюда следует, что слуховая информация не оказывает существенного влияния на развитие ребенка в целом и на формирование его познавательных способностей в частности. Для детей с ведущим правым полушарием не подходит пошаговое, последовательное, требующее повторение преподнесение материала. Левши лучше запоминают яркие, мгновенные образы.Ученые, исследующие леворукость (М. М. Безруких, Н. Н. Брагина, В. Ю. Вильдавский, Т. П. Доброхотова, А. В. Семенович, В.Г. Степанов и др.), считают, что наиболее научно обоснованной является теория функциональной асимметрии полушарий мозга. Это означает, что функции обоих полушарий не равнозначны. Ответственность за разные виды деятельности между ними разделены. Более того, одно из полушарий является доминантным, а второе субдоминантным. У правшей левое полушарие является основным. Оно играет ведущую роль в выполнении психических функций, связанных с речью ( оперировании словесно-знаковой информацией, осуществлении мыслительных логических операций таких как чтение текстов, построение точных конструкций). Правое полушарие, доминантное для леворуких, отвечает за оперирование образами, различение музыкальных тонов и мелодий, распознавание сходства и различия сложных систем, управляет ориентацией в пространстве. Полушария различаются стратегией переработки информации. [10]Хотелось бы отметить, что в различных исследованиях можно встретить две терминологии, такие как “левшество” и “леворукость”. К тому же, эти термины в нейропсихологическом контексте не всегда являются синонимами. Рассмотрим данные понятия с точки зрения разных ученых.