Специфика социальной работы с беспризорными детьми в государственных учреждениях (на примере волгоградской области)
Введение
Актуальность исследования. Проблемы современной семьи и ее кризисное состояние порождают ситуацию, в которой дети оказываются оторванными от семейных забот. Увеличение числа неблагополучных семей, рост жестокости, домашнего и общественного насилия, безработица, аморальное поведение родителей и детская эксплуатация – все это приводит к росту числа беспризорных детей. Статистика неутешительна: по данным МВД РФ число беспризорных детей в России в 2021г. достигло порядка 78 тыс., для сравнения в 2020г. их число равнялось 75,5 тыс., а в 2019г. – 68,7 тыс..В современном российском обществе решение вопросов детской беспризорности остаются острыми и важными, как и различные виды девиантного поведения несовершеннолетних. Во-первых, это связано с деградацией института семьи: беспризорными дети признаются при живых родителях из-за недобросовестного выполнения своих обязанностей.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социальной работы с беспризорными детьми………………………………………………...9
1.1 Теоретические подходы к исследованию социальной работы с беспризорными несовершеннолетними в современном российском обществе……………….…………………………………..………………………9
1.2 Современные технологии социальной работы с беспризорными детьми ……………………………………………………………………………18
Глава 2. Организация социальной работы с беспризорными детьми на примере Волгоградского региона………………………………………………22
2.1 Опыт социальной работы с беспризорными детьми в учреждениях Волгоградского региона…………………………………………………………22
2.2 Технологии социальной работы с беспризорными детьми (на примере ГКУ СО «Клетский центр социального обслуживания населения)» …...…………………………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………..49
Список литературы ………………………………………………………53
Приложение ………………………………………………………………60
Список литературы:
Абельбейсов В.А. Особенности работы с опекаемыми детьми / В.А. Абельбейсов, Е.В. Кузичкина // Школа науки. 2019. №10. С. 12 – 14.
Абуткина А.А. Детская беспризорность и безнадзорность в России: проблемы и пути решения / А.А. Абуткина, С.А. Кошелев, Ю.А. Гуревичева // Уральский научный вестник. 2019. №6. С. 45 – 48.
Ахматвалеева З.А. Методы работы с проблемами детской беспризорности и безнадзорности в России / З.А. Ахматвалеева // В сборнике: Актуальные проблемы сохранения и развития социально-трудового поетнциала в России. Межвузовский сборник научных трудов. Уфа, 2020. С. 86 – 95.
Бадрызлова, Л.А. Путь домой: помощь опекунским семьям, усыновителям / Л.А. Бадрызлова // Социальная работа. 2016.№5.С.41-43.
Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. – М. : Сов. энцикл., 1970–1981. – 30 т.
Брынцева, Г. Сиротпром: Ежегодно в России около 70 тысяч детей становятся сиротами при живых родителях / Г. Брынцева // Российская газета.-2013.-30 янв.-С.1,12.
Будаева О.В. Уличные дети как социальная проблема / О.В. Будаева // Современные научные исследования и разработки. 2017. №3. С. 80 – 90.
В России растет число беспризорных детей : Ньюс.ру [Официальный сайт] // URL: https://news.ru/society/v-rossii-vyroslo-chislo-besprizornyh-detej/, дата обращения 28.02.2022г.
Васильева Е.В. Беспризорность как социальная проблема России / Е.В. Васильева // Молодежный научный вестник. 2018. №5. С. 60 – 64.
Ветошкин, С. А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] : учеб, пособие / С. А. Ветошкин. — Екатеринбург : Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2010. — 307 с.
Гаврилов В.И. Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних / В.И. Гаврилов // Студент. Аспирант. Исследователь. 2018. №4. С. 188 – 192.
Для начала рассмотрим понятие «беспризорность» в научной литературе и правовых документах. Так, следует отметить, что данный термин употребляется наравне с такими понятиями как «безнадзорность» и «дети, лишенные родительского попечения». Вместе с тем, необходимо определить четкие границы данного понятия и его отличия от вышеупомянутых терминов. Для этого следует обратиться к Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в котором отмечается специфика беспризорности, где, дети с таким статусом, в отличие от безнадзорных, не имеют места жительства или пребывания . В научной литературе, при обозначении беспризорных или безнадзорных несовершеннолетних, авторы все чаще прибегают к термину «уличные дети», который включает в себя большой спектр бездомных детей: работающих на улицах (в том числе занимающиеся попрошайничеством), живущие на улице всей семьей, живущие в приютах или периодически попадающие в специальные учреждения и пр . Кроме того, мы обратились к определению беспризорности, которое дается ENSCW (Конституцией европейской сети), занимающейся разработкой проблемы уличных детей, где беспризорниками считаются несовершеннолетние дети в возрасте до 18 лет, которые большую часть времени проводят на улице, являются ее неотъемлемой частью и принимающие соответствующий образ жизни . Аналогичное определение приведено в толковом словаре С.И. Ожегова, где беспризорные определяются как «бездомные, живущие на улице» .