Развитие коммуникативных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Потребность в общении - одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений.Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативных умений.В начальную школу ребенок приходит со своим багажом коммуникативных навыков и не всегда их достаточно для того, чтобы благополучно влиться в коллектив сверстников и начать с ними взаимодействие.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития коммуникативных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
1. Содержание понятия «коммуникативные навыки» в научной и методической литературе
2. Особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников с ОВЗ
3. Изучение потенциальных возможностей развития коммуникативных навыков во внеучебной деятельности
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию коммуникативных навыков у младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности
1. Описание базы и выборки исследования
2. Организация исследования и описание методик
3. Диагностика до коррекционной программы
4. Диагностика после коррекционной программы
5. Сравнение результатов диагностики до и после коррекционной программы
Выводы по 2 главе
Глава 3. Программа коррекции коммуникативных навыков у школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности
1 Цели и задачи коррекционной программы
2 Содержание коррекционной программы
3 Тематическое планирование
4 Сроки и этапы реализации коррекционной программы
5. Рекомендации по развитию коммуникативных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности
Выводы по 3 главе
Заключение
Список использованной литературы
Список использованной литературы
Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2018. - 80 с.
Батырёва С.Г. Дидактические основы формирования коммуникативной компетенции младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. – М.: МГУ, 2018. – 231 с.
Богатырева К.Ф. Основные трудности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Сборник конференций. - 2019. -№ 60. - С. 6-7.
Богомолов В. Тестирование детей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2020. - 352 с.
Бодалев А.А. Психология общения. - М.: Издательство Институт практической психологии, 2021. – 234 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Санкт-Петербург.: Питер, 2018. - 400 с.
Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. - М.: ТЦ Сфера, 2018. - 128 с.
Венгер А.Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос, 2020. – 344 с.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2021. – 455 с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. - 472 с.
Гликман И. З. Теория и методика воспитания. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2019. - 175 с.
Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. - 019. - № 1 – С. 34-55
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация / под ред. проф. О.Я. Гойхман. - М.: Инфа, 2021. - 272 с.
Гурова О.В. Модели и формы организации внеурочной деятельности младших школьников в контексте федеральных государственных образовательных стандартов // Новые информационные технологии в образовании: сб. материалов VII Международной научно-практической конференции. Екатеринбург. - 2018. - С. 546-549.
Дмитриева Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: Дис. д-ра психол. Наук. – М.: МГУ, 2019. – 233 с.
Вся человеческая жизнь состоит из взаимодействия с социумом, построения отношений с различными людьми посредством общения. Само общение выполняет очень важную роль для любого человека и его психического состояния, что отражается на его поведении по отношению к окружающим людям.Исследователь Л.С. Выготский [9, с. 65] указывает на тесную взаимосвязь общения и психических процессов. Лев Семенович определяет общение как механизм развития отношений людей, форма существования этих отношений и способ существования важнейших аспектов психического мира отдельного человека.Запорожец А.В., исследуя проблемы общения, отмечает, что оно служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека, служит самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной деятельности и оказался бы вне человечества потерянным и беспомощным [20, с. 78].Положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка было выдвинуто и разрабатывалось JI.C. Выготским, который неоднократно подчеркивал, что «психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры» [20, с. 90].