Формирование функциональной грамотности на уроках физик в основной школе

Скачать дипломную работу на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках физик в основной школе". В которой выявлены характеристики заданий, направленные на оценку уровня формирования естественно-научной и математической грамотности. Разработаны материалы уроков по формированию функциональной грамотности.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
26.07.2025
Объем файла
364 Кб
Количество страниц
49
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Формирование функциональной грамотности является приоритетным направлением в современном образовании. Правительством Российской Федерации в 2017 г утвердил государственную программу «Развитие образования» до 2030 года. Программа была дополнена в 2021 г. Целью данной программы является вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Формирование функциональной грамотности является одним из основных целей данной программы.
Это предполагает достижение и закрепление на лидирующих позициях в международных исследованиях, направленных на оценку качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA). Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки в области функциональной грамотности учащихся школ в возрасте 15 лет. Оно проводится под эгидой Организации экономи

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Содержание понятия функциональная грамотность 8

1.2 Особенности заданий на развитие естественнонаучной и математической грамотности 14

1.3 Соотношение требований ФГОС ООО к результатам обучения и компетентностей, определяющих функциональную грамотность 19

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

2.1 Общие подходы к развитию функциональной грамотности у обучающихся на уроках физики в основной школе 23

2.2 Методы развития функциональной грамотности, использованные в педагогическом эксперименте 34

2.3 Описание и результаты педагогического эксперимента 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p.

2. PISA: естественнонаучная грамотность [Электронный ресурс]: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf

3. PISA: математическая грамотность [Электронный ресурс]: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf

4. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342

5. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342

6. Алейникова А.В., Аникиева А.В., Литвинчук В.Г., Трухин К.И. Функциональная грамотность: адресные рекомендации. Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2021. – 57 с

7. Алексашина И.Ю., Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб.: КАРО, 2019. — 160 с. Б

8. Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. , С. 16–17.

9. Готовимся к PISA-2022. Математическая грамотность. Разбор заданий. [Электронный ресурс]: https://events.prosv.ru/uploads/2021/08/additions/ nimCpWYqRvLbuFHapH4u8UWbJjeBbx59qDVjuOOY.pdf

10. Даутова, О.Б. Проектирование учебно—познавательной деятельности школьники на уроке в условиях ФГОС. — Санкт—Петербург: КАРО, 2016. – 184 с. 

11. Естественнонаучная грамотность. Результаты исследования PISA 2009. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://school6-novo.ru/wpcontent/uploads/

12. Исследования PISA-2018 // https://fioco.ru/pisa-2018

13. Кабардин, О.Ф. Физика. 7 класс

Математическая грамотность. Воспроизведение, установление связей, рассуждения
По ФГОС ООО третьего поколения:
А) базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать критерии проводимого анализа;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).
Б) работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретир