Разработка элективного курса «Методы решения экономических задач в школьном курсе математики»
Введение
В современном мире огромную роль играют экономические задачи, которые включены в школьный курс преподавания математики. Задачи с экономическим содержанием показывают нам связи и зависимости между понятиями и категориями экономики, но данные задачи в большей степени рассматриваются как математические, так как в основе их решения лежат различные математические приемы и методы.
Экономико-математическое моделирование – это процесс анализа, составления математических отношений, которые характеризуют связи и описывают саму суть экономической задачи. При рассмотрение текстовых экономических задач получаются простейшие экономико-математические модели, к ним относятся задачи на нахождение процента, цены товара, дохода и многие другие. Данные задачи, в настоящее время, включены в список обязательных заданий в контрольно-измерительных материалах Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
В ЕГЭ по математики профильного уровня включены два задания с экономическим содержанием. Первое з
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения экономических задач в школьном курсе математики 6
1.1 Межпредметные связи математики и экономики 6
1.2 Основные понятия, используемые при решение экономических задач 7
1.3 Классификация экономических задач 11
1.4 Методы решения оптимизационных задач 12
Глава 2. Методические аспекты решения экономических задач в школьном курсе математики 18
2.1 Подходы к изучению экономических задач в школьном курсе математики 18
2.2 Построение элективного курса по математики «Методы решения экономических задач». 19
2.3 Примеры экономических задач 40
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Список использованной литературы
Аксенов, А. А. Теоретические основы обучения школьников поиску решения математических задач / А. А. Аксенов. - Орел: Орлов. гос. ун-т, 2015. – 122 с.
Алешковский, И.А. Математика в экономике. Экономико-математические задачи на проценты и доли / И.А. Алешковский. – 3-е изд., испр. и перераб. – М.: МАКС Пресс, 2006. – 80 с.
Алимов, Ш.А. Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Ш.А. Алимов. – 18-е изд., – М.: Просвещение, 2012. – 464 с.
Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни) 10-11 класс. - М., Просвещение, 2018. - 259 с.Баврин, И.И. Курс высшей математики: учебник для студ. пед. институтов / И.И. Баврин. – М.: Просвещение, 1992. – 400 с.
Василец, О. Н. Формирование у школьников умения решать задачи на проценты / О.Н. Василец // Фестиваль педагогических идей. – 2013. – № 3. – С. 67-73.
Вентцель, Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология: учебное пособие для вузов / Е.С. Вентцель. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 206 с.
Виленкин, И.В. Высшая математика: учебное пособие для вузов / И.В. Виленкин, В.М. Гробер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.– 416 с.
Возняк, Г. М. Прикладные задачи на экстремумы: учебное пособие / Г. М. Возняк, В. А. Гусев. – М.: Просвещение, 1999. – 144 с.
Гущин, Д.Д. Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену «РЕШУ ЕГЭ» / Д. Д. Гущин. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ege.sdamgia.ru.
Дорофеев, Г.В. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике, алгебре и началам анализа за курс средней школы. 11 класс / Г. В. Дорофеев, Г. К. Муравин, Е. Ф. Седов.– 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. –160 с.
Замков, О. О. Математические методы в экономике: учебник для вузов / О. О. Замков, А. В. Толстопятенко, Ю. Н. Черемных. – М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, ДИС, 2009. – 210 с.
Ивле
Задачи с экономическим содержанием – это задачи, которые решаются в процессе экономического анализа, планирования, проектирования, связанные с определением искомых неизвестных величин на основе исходных данных. Отличие математических задач от экономических – это то, что не всегда экономические задачи можно свести только к расчету, их решение основывается на поиске недостающих данных, экспертными оценками и обсуждением.
В практике преподавания математики используются следующие типы задач с экономическим содержанием.
Первый тип – анализ статистических данных. На основе данного типа школьники узнают основные статистические методы обработки большого количества цифр, которые характеризуют исследуемую проблему.
Второй тип – графические задачи. С помощью него обучающиеся узнают, как нужно анализировать и строить графики, и что такое круговая, линейная и другие виды диаграмм.
Третий тип – банковские задачи, обучающиеся узнают, что такое сложный и простой процент, реальная ставка и дисконтирование.
И четвертый тип задач – это задачи открытого типа, данные задачи предполагают разные подходы к решению, тем самым можно иметь и разные варианты ответов.
Решение задач о кредитах в настоящее время очень актуально, так как жизнь современного человека тесно связана