Развитие коммуникативной культуры студентов вуза средствами исследовательской деятельности как студентическая проблема
Введение
Вопросы организации научно-исследовательской деятельности студентов в высших учебных заведениях активно обсуждаются в трудах различных ученых. Например, научные труды таких ученых, как Е. В. Бережнова, В. В. Краевский, Н.И. Люткин, Г. А. Бордовский, В. В. Балашов, Л. Н. Гражданкина, М. В. Шацкая, рассматривают вопросы организации и методического обеспечения процесса исследовательского обучения обучающихся в организациях высшего образования.
Между тем, в научных исследованиях до сих пор не выработано четкого и ясного толкования понятия «коммуникативная культура». Авторы по-разному определяют его сущностные характеристики, способы внедрения в образовательный процесс в высших учебных заведениях; излагают различные причины барьеров на пути его формирования в студенческой среде.
Оглавление
1. 1. Понятие коммуникативной культуры.. 9
1. 2. Исследование коммуникативной культуры студентов. 18
Глава 2. Содержание, сущность и структура коммуникативной культуры студентов вуза 28
2. 1. Содержание коммуникативной культуры в отечественных исследованиях 28
2. 2. Содержание коммуникативной культуры в современных исследованиях. 35
Глава 3. Модель формирования коммуникативной культуры студентов вуза. 46
Список литературы
Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека : учеб. пособие / Л. М. Аболин . – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. – 264 с.
Адамьянц Т. З. Социальная коммуникация : учеб. пособие / Т. З. Адамьянц . – Москва : Изд-во Инт-та социологии, 2005. – 112 с.
Андреев В.И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования // Изв. Рос. акад. образования. 2001. - № 1. - С. 35-42.
Астапо, В. В. Организационная культура как объект философского исследования: автореф. дис. канд. филос. наук / В. В. Астапов . – Москва, 2000. – 29 с.
Белкин А.С. Тенденции развития образования в гуманистическом обществе XXI в. // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. 1999. - № 1. - С.69-76.
Бодалев А. А Личность и коммуникация / А. А. Бодалев . – Москва : студентика, 1983. – 272 с.
Бодалев А. А. О содержательном богатстве феномена общения и его вариативности : учеб. пособие / А. А. Бодалев . – Москва : Мир психологии, 1996. – № 3. – С. 5-11.
Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко . – Москва : Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. – 469 с.
Болотов В.А. Теория и практика реформирования педагогического образования в России в условиях социальных перемен. А/р. диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. СПб., 2001, -43 с.
Браим И. Культура делового общения : учеб. пособие / И. Браим . – Минск: ИП «Экспертиза», 1998. – 174 с.
Головаха Е. И. Психология человеческого взаимопонимания / Е. И. Головаха, Н. В. Панина. – Киев, 1989. – 187 с.
Горохова С.А. Языковая коммуникация как фактор становления профессиональных смыслов в подготовке преподавателя // Технология совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика. Выпуск 7. Казань: КПТУ, 2006. - С. 98 - 103.
Анализ проблемы формирования коммуникативной компетентности будущих преподавателей как компонента коммуникативной культуры позволил сделать предположения о том, что эффективным средством ее развития могут служить инновационные методы обучения, среди которых видное место занимает проектное обучение. В профессиональной педагогической литературе это понятие отождествляется с определениями «образовательный проект», «метод проектов», «методы проектирования» и трактуется учеными по-разному.
Так, Т. Комар утверждает, что «метод проектов» следует рассматривать в широком и узком смыслах: во-первых, как педагогическое явление, которое характеризуется собственной историей становления, развития, особенностями своего функционирования; во-вторых, как педагогическая категория, имеющая определенные характеристики, уточняющие содержание, цель и особенности применения [12, c. 22].
Вместо этого М. Чепил интерпретирует метод проектов как дидактическое средство, направленное на активизацию познавательной деятельности учащихся, формирование у них творческого мышления, развитие их
Ученый считает, что этот метод определяется такими понятиями, как самостоятельность, активность, эффективность. В работе со студентами метод проектов может применяться как в индивидуальной, так и в групповой работе в течение различных периодов времени, а также с использованием современных средств информационных технологий, в том числе компьютера и телекоммуникаций.