Использование дидактических игр для развития наглядных форм мышления детей младшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями
ВВЕДЕНИЕ
В дошкольном возрасте познание окружающей действительности происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме, усвоение которой подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствующей развитию у него мышления [3]. Ведущей деятельностью является игра. Н.К. Крупская писала: "Игра для дошкольников - способ познания окружающего" [22].
Под наглядно-образным мышлением понимают такой вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и являющимся доминирующим у детей дошкольного и младшего школьного возраста [8].
На сегодняшний день одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является формирование общей культуры личности детей, в том числе здорового образа жизни, развития их социальных, интеллектуальных качеств, умения познавать окружающий мир и формировать мышление [39].
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 7
1.1 Особенности развития детей младшего дошкольного возраста 7
1.2 Особенности развития мышления детей младшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями 12
1.3 Анализ методик и диагностик развития мышления у детей младшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями 17
Выводы по первой главе 23
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАГЛЯДНЫХ ФОРМ МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗА СЧЕТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 25
2.1 Исследование уровня развития мышления у детей младшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями 25
2.2 Применение дидактических игр, способствующих развитию наглядных форм мышления у детей младшего дошкольного возраста 37
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента, подведение итогов исследования 39
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. -Москва: Просвещение. 2019-308 с.
Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева В.Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. Санкт-Петербург: Речь, 2018. - 245 с.
Бабунова Т.М. К вопросу о воспитании умственной активности детей 4 года жизни с помощью дидактических игр. -Москва.: Просвещение, 2014.-215 с.
Баряева Л. Б., Бгажнокова И. М., Дмитрий Игоревич Бойков, Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. - Москва: Просвещение - 2019 г.-204 с.
Бгажнокова И.М., Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы. — Москва: ВЛАДОС, 2017. — 181 с.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. -Москва: Просвещение, 2019.-201 с.
Брунев, Дж. Исследование развития познавательной деятельности: книга для практического психолога / Дж. Брунев. – Москва: Просвещение, 2018. – 207 с.
Вахрушева Л.Н. Развитие механизмов мышления у детей дошкольного возраста. Научно-методический журнал «Концепт». 2016.-11 с.
Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2018. - 1136 с.
Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. —Избранные психологические исследования. - Москва, Просвещение,2017.- с. 453-480.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: Том 4. Детская психология / Д.Б. Эльконина - Москва: Педагогика, 2017 - 432 с.
Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – Москва: Мозаика-Синтез, 2018. – 128 с.
Губанова Н.Ф., Развитие игровой деятельности. Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». - Москва: Мозаика - Синтез, 2016.- 164 с.
В наглядно -действенном мышлении в процессе решения задач существенную роль играет собственная речь ребенка. У нормально развивающихся детей дошкольного возраста в речевом сопровождении имеется оценка собственных действий, оценка результата, планирование действий, исходя из условий задачи, привлечении прошлого опыта. В речи дошкольника с нарушениями развития проявляется только оценка результата действия.Особо следует отметить, что, в отличие от нормально развивающихся детей, у детей с нарушением интеллекта изменения, которые происходят с возрастом в развитии наглядно -действенного мышления, без специального обучения более значительны. До конца дошкольного возраста у них практически отсутствует возможность решения наглядно -образных задач. При попытках решать такие задачи у них выявляется отсутствие связи между словом и образом.