Современные методы и приемы коррекционной работы с младшими школьниками с умственной отсталостью
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. [15, c. 63]
На современном этапе развития специального образования первоочередной задачей становится развитие личности проблемного ребенка, вопросы адаптации и социализации [19, c. 165]. Первичные нарушения в развитии ребенка (нарушения слуха – глухие, слабослышащие дети, нарушения зрения – слепые, слабовидящие дети, нарушения опорно-двигательного аппарата, интеллектуальные нарушения и т.д.) приводят к «выпадению» его из социального пространства, нарушению связи с культурой, как источником развития высших психических функций, специфических человеческих способностей. Из-за такого «выпадения» ребенка из традиционного усвоения общественного опыта возникают вторичные отклонения в развитии, социальная некомпетентность. [25, c. 283]
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
2 Развитие мышления младших школьников
3 Методы диагностики развития младших школьников с умственной отсталостью
4 Методы коррекции развития младших школьников с умственной отсталостью
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1. Изучение своеобразных особенностей мышления у младших школьников с умственной отсталостью
2. Развитие мышления младших школьников с умственной отсталостью
3. Анализ проведенной работы
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аманатова, М. М. Развитие умственных процессов на логопедических занятиях / М. М. Аманатова //Логопедия. – 2017. – №1. – С.20-27.
Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника / А. Г. Арушанова – гл. ред. А. М. Шахнарович. – Москва, 2015. – С. 89.
Богомолова А.И. Нарушение мышления у детей / А.И. Богомолова. — Москва: Просвещение, 1979. — 208 с.
Бунак В.В. Речь и интеллект, стадии развития в антропогенезе / В.В. Бунак // М., 2015. — № 92. — C.497-555.
Буробина А. Н. Программа коррекции мышления умственно отсталых младших школьников с легкой степенью с использованием средств образовательной кинезиологии / А. Н. Буробина – Тула, 2018 – 107-109
Венгер Л. А. Восприятие и обучение. / Л. А. Венгер – М., 2017. - 340с.
Вересотская Л. А. Основные закономерности психического развития ребенка. / Л. А. Вересотская, В. С. Мухина // Дошкольное воспитание, 2018 - № 5 - с 29-38-№ 6, с. 32--39.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. — Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956 — 520 с.
Выготский, В. А. Педагогическая психология / В. А. Выготский. – Москва: Педагогика, 2013. – 480 с.
Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями мышления / Ю.Ф. Гаркуша. — Москва: Сфера, 2017. — 128 с.
Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями мышления / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – Москва: ЧП Секачев В. Ю., 2016. – 143 с.
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детского мышления / А. Н. Гвоздев. — СанктПетербург: Детство-Пресс, 2017. — 472 с.
Голубева Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений мышления у дошкольников с задержкой психического развития / Голубева Галина Генадиевна — Санкт-Петербург, 2020. — 257 c.
Понятие «ребенок с интеллектуальными нарушениями» включает в себя самых разных по уровню развития детей, объединенных наличием каких-либо повреждений мозга.Наличие органического поражения ЦНС является последствием появлению различных нарушений высшей нервной деятельности, что, в свою очередь, приводит к возникновению отклонений в познавательной деятельности умственно отсталых детей. [17, c. 122]В связи с вышеперечисленными нарушениями у таких детей наблюдаются следующие особенности: новые условные связи, лежащие в основе воспитания и обучения, формируются медленнее, чем у нормально развивающихся детей; дети с отклонениями в развитии плохо ориентируются в окружающей обстановке, они плохо воспринимают и применяют на практике те или иные правила, у них наблюдается инертность нервных процессов, также нарушено равновесие процессов торможения и возбуждения, они склонны к частому охранительному торможению, у них снижена пластичность центральной нервной системы. [23, c. 112]У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается наличие стойких нарушений всей психической деятельности, которое находит отражение в сфере познавательных процессов. При этом специалисты отмечают, что для таких детей характерно не просто отставание в развитии, но и глубокое своеобразие и познания, и личностных проявлений. [2, c. 38]В итоге, ни в коем случае нельзя приравнивать нормально развивающихся детей младшего возраста и детей с отклонениями, так как обе эти категории абсолютно различны в процессе развития, их познавательная деятельность развивается в разных полюсах.Такие дети имеют способности к развитию, но данный процесс проходит более медленно, чем у других детей, при этом результатом такого развития становится внесение качественных изменений в психическую деятельность, а также в личностную сферу.