Фриланс как форма занятости студенческой молодежи (на примере г. Уфы Республики Башкортостан)
Введение
Актуальность темы исследования. Экономика современного общества занимает лидирующие позиции в сфере услуг, а трудовая деятельность взаимосвязана с производством и обработкой информации. С развитием цифровых технологий и компьютерных сетей формируется «новая экономика». На рынке труда появляются и распространяются формы занятости, осуществляющиеся с помощью сети Интернет. Среди развивающихся направлений в данной области выделяют фриланс. В научной литературе этот термин встречаются еще довольно редко, что может быть объяснено малым интересом со стороны исследователей к интернет-занятости в области фриланса и, как следствие, недостаточной разработанностью самого понятия с академической точки зрения. В данном исследовании мы будем понимать под фрилансом такой вид индивидуальной трудовой деятельности, в ходе которой обязанности исполнителя выполняются удаленно.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФОРМ ЗАНЯТОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ…………..........…..7
1.1 Основные подходы к изучению форм занятости………………………....7
1.2 Нормативно-правовое регулирование рынка труда…………...…………..14
1.3 Нормативно-правовое регулирование молодежного рынка труда………22
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФРИЛАНСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.30
2.1 Анализ состояния рынка труда и основных форм занятости молодежи в России……………………………………………………………………..30
2.2 Особенности студенческого фриланса…………………………………...37
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА НОВОГО ПРОЕКТА С УЧАСТИЕМ СТУДЕНТОВ- ФРИЛАНСЕРОВ Г.УФЫ……………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..…….…….51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…...…….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 2014. № 31. Ст. 4398. 67
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 20015г. // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, №1.
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1991. №31. Ст. 3301.
Абдулхаирова Э.М., Бекиров Ю.Р. Цифровизация экономики социально-трудовых отношений в современных условиях//В сборнике:
СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ И
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. сборник научных трудов. Симферополь, 2021.
С. 29-35
Абу-Талеб Д.В., Сандалова А.В. Интегральное образование как среда формирования навыков фрилансера//В сборнике: СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ ПРОШЛОГО, ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. сборник
статей II Всероссийской методико-практической конференции. Петрозаводск, 2021. С. 163-172.
Баранова, А.Ю. Влияние демографических процессов на функционирование рынка труда / А.Ю. Баранова // Nauka-Rastudent.ru. 2018. № 11. С. 9.
Брагина Д.С., Плотников А.В. Распространение нестандартных форм занятости среди студентов//Московский экономический журнал. 2021. № 4.
Буланов, В. С. Методологические вопросы исследования рынка труда / В.С. Буланов // Общество и экономика. – 2019. – 210с.
Бурлуцкая М.Г., Харченко В.С. Фрилансеры: специфика социального статуса, стратегии карьеры и профессионального развития // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 1. С.111– 123.
Валенис А.А., Турдалиева М.К. Фриланс в России//В сборнике: I
Открытые экономические чтения студентов, посвященные памяти Онищенко Дмитрия Ивановича. Материалы I региональной межвузовской научнопрактической конференции студентов и магистрантов, проводимой в рамках празднования 55-летия Липецкого филиала Финуниверситета. Под общей редакцией Т.Д. Стрельниковой, О.Ю. Смысловой. 2021. С. 29-34.
Государственное регулирование молодежного рынка труда является сравнительно недавним феноменом в государственном управлении. В СССР процесс регулирования молодежного рынка труда был отрегулирован в пределах программноплановой экономики государства, при которой гражданин, окончивший учебное заведение высшего или профессионального образования, в абсолютном большинстве случаев распределялся по месту работы в принудительном порядке. Вопрос трудоустройства молодого специалиста не стоял так жестко, как в рыночной экономике, а процесс трудоустройства не стоял как значимый вопрос на повестке дня гос. управленцев. Развал Советского союза вместе с системой регулирования рынка труда спровоцировал всплеск молодежной активности в криминальных структурах страны, которые начали активно навязывать собственные нормы поведения всему обществу. Из-за краха экономики и повсеместного банкротства государственных предприятий процесс трудоустройства выпускников не только по специальности, а на любую работу, был существенно затруднен. Ситуация изменилась в конце 90-х годов, когда реакция общества на затянувшийся кризис стабилизировалась. Криминальная сфера потеряла свою привлекательность и начала утрачивать свой авторитет, в то же время сложившаяся структура рынка труда не предполагала перспектив молодежному сегменту. Это спровоцировало стагнацию молодежной мысли, которая наряду с девиантным поведением породила отчужденность от общественных процессов и отказ встраиваться в них. Целью молодежи в этот период стало стремление к личному или профессиональному росту, а стремление наименее болезненно приспособиться к условиям жизни и обеспечить себе необходимый для существования уровень материальных благ [15, стр.11]. При смене национального режима и приходом рыночной экономики появилась возможность выбирать место работы и профессиональный путь, однако приспособление к наличию выбора стало психологическим вызовом и не увеличило шансы на трудоустройство.