Педагогические условия формирования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Введение
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Настоящей проблемой педагогики в последние десятилетия XX века и в современности является задержка формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. Дефекты органов звукопроизношения, нарушения развития нервной сферы детей влекут за собой необходимость коррекции задержки звукоречевого развития у детей дошкольного возраста.Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. В силу множества неблагоприятных биологических и социальных причин отмечается рост количества детей, имеющих различные патологии развития.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………..………. 3
1 Теоретические основы проблемы формирования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
1.1 Формирование фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе... 8
1.2 Характеристика нарушений звуковой культуры речи и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи..………….………………………...12
1.3 Содержание педагогических условий, способствующих формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи ………........................... 18
Вывод по первой главе………………………………………………..….. 25
2 Опытно-экспериментальное исследование формирования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.1 Выявление уровня сформированности звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи………………………………………………...…..….. 27
2.2 Реализация педагогических условий по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи …………………………............… 39
2.3 Выявление динамики уровня сформированности звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи ……………………………….. 51
Вывод по второй главе…………………………………………….…. 59
Заключение…………………………………………………………….. 60
Список используемой литературы…………………………………. 62
Приложения……………………………………………………………. 65
Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у дошкольников [Текст] / З.Е. Агранович. – М.: Детство-Пресс, 2018. – 160 с.
Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]: учеб.пособие для вузов / В.И. Андреев. – К.: Изд-во Казан.ун-та, 2019 . – 568 с.
Баренцева, Н.С., Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Н.С. Баренцова, Е.В. Колесникова. – М.: Академия, 2019. – 296 с.
Беккер, К.П., Логопедия [Текст] / К.П. Беккер, М.А. Совак. – М.:Юнити, 2018. – 121 с.
Бельтюков, В.И. Механизмы овладения произношением детьми с ФФН [Текст] / В.И. Бельтюков // Дефектология. – 2019. – №1. – С. 21-38.
Борисова, Е.А. Играя, звуки исправляем – играя, звукизакрепляем [Текст] / Е.А. Борисова. – СПб:Нева, 2020. – 36 с.
Волкова, Г.А. Логоритмическое воспитание детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи [Текст] / Г.А. Волкова. – СПб.: Питер, 2020. – 144с.
Л.С. Волкова, Дефектология [Текст]: учебное пособие / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 2020. – 528 с.
Выготский,Л.С.Педагогическаяпсихология[Текст] /Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2019. – 156 с.
Гаркуша, Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушением речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша. – М.:Владос, 2020. – 224с.
Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата.В работах Т.Б. Филичевой и Т.В. Тумановой, фонетико- фонематическое недоразвитие (ФФН) речи, определяется, как нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [25, с. 25].Г.А. Каше отводит большую роль формированию фонематического слуха, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).Фонематический слух – различение звуков частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает, запоминает, повторяет, пишет не то, что ему сказали, а то, что он услышал. [12, с. 56]Состояние фонематического восприятия детей влияет на формирование звуковой культуры речи.Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается и при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, ослабленное произвольное внимание.