Формирование произвольного поведения агрессивных учащихся учителем начальных классов
ВВЕДЕНИЕ
Острой проблемой современного общества является проблема агрессивного поведения детей. Агрессия является проявлением осознанных действий с целью причинения вреда другим. Агрессивные учащиеся приносят много проблем не только окружающим, но и самому себе.
Те или иные формы агрессивного поведения людей являлись объектом исследования Б.С. Блонского, Л.С. Выготского, И.С. Зиминой, Г. Паренс и других ученых. На агрессивность как на свойство личности указывали в своих работах А. Басс, А. Бандура.Ю. С. Шевченко, Э. Фромм, И.Д. Ричардсон и другие увидели в альтернативе агрессии гуманность.
Актуальность исследования обусловлена тем, что агрессивное поведение учащихся является проблемой не только сферы образования, но и общества в целом. Агрессивное проявления являются отражением явлений, которые происходят в нашей жизни. Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников. Первый - это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечива
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ…………………….6
1.1 Агрессия и причины ее возникновения……………………………………6
1.2 Особенности несформированности эмоциональной сферы учащихся начальных классов как фактор возникновения у них агрессивного поведения ………………………………...15
1.3 Анализ педагогического опыта по формированию произвольности поведения младших школьников…………………………………………..25
Выводы по 1 главе………………………………………………………………32
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ СТЕПЕНИ АГРЕССИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………35
2.1 Методики исследования и констатирующий этап………………………...35
2.2Работа формированию произвольного поведения младших школьников………………………………………………………………………42
2.3 Контрольный этап и выводы………………………………………………..51
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..67
Список использованной литературы
Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб, 2006. – 236 с.
Банщикова, Т.Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды/Т.Н.Банщикова//Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2013. – №8. – URL:http://www.e-koncept.ru/2013/13169.htm.-Текст:электронный.
Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. – 512с.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336 с.
Бисалиев, Р. В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы/Р. В. Бисалиев, А. С. Кубекова, Т. Т. Сарафрази//Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №2. – 591 с.
Вайнер, М.Э. Коррекция произвольного поведения младших школьников с помощью игры [Текст]/М.Э. Вайнер// Начальная школа - 2004. - №1. - С. 9-14.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 299 с.
Голенищева М. А. Коррекция агрессивного поведения младших школьников методами арт-терапии/М.А.Голенищева//Вестник Саратовского областного института развития образования. –2015.–
№1.–С. 57-61.
Гончарова, А.П. Виды человеческой агрессии в трактовке Э. Фромма /А.П. Гончарова // Вестник научных конференций. – 2015. – №4-5. – С.29-30.
Долгова, В.И. Проявление агрессивности младших школьников / В.И.Долгова, Е.В.Коваленко//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – С. 239-243. – URL: https://e-koncept.ru/2016/76341.htm-Текст: электронный.
Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте/Н.А.Дубинко//Вопросы психологии.– 2000. – №1. –С.53-57.
Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н.Ениколопов//Прикладная психология. – 2001.–№ 1.
Еникополов,С.Н. Порочный круг. Агрессивный ребенок/С.Н.Ениколопов//Школьный психолог. –2001.–№18.–С.14.
Ермоленко, Ю. И. Коррекция агрессивного поведения у младших школьников через игру/Ю.И.
Однако здесь может быть утрачена детская непосредственность, стирание индивидуальных особенностей ребенка и снижение его творческих возможностей.
У третьеклассников появляется стабильная способность выполнять стандартные задания, умение действовать по образцу. Но происходит утрата фантазии, снижение изобретательности, оригинальности восприятия. Память и мышление у детей развиваются на фоне упадка воображения. Это временное явление легко исправить за счет работы по актуализации творческих способностей.
Также происходят качественные изменения во взаимоотношениях детей с учителем и родителями.
Учитель уже не идеализируется детьми, он воспринимается более реально. «Идеал» может полностью разрушиться, уступив место пренебрежительному отношению, которое может вызвать у ребенка страх перед педагогом либо злость и обиду.
Родители воспринимаются третьеклассниками со всеми их достоинствами и недостатками. При этом дети не перестают их любить. Ребенок может обидеться н