Готический роман в западноевропейской литературе: типология и эволюция жанра
ВВЕДЕНИЕ
Выбор темы исследования и ее актуальность обусловлены тем обстоятельством, что на протяжении более чем двухсотлетней истории своего существования готический роман был и остается одним из самых популярных жанров в мировой литературе. Такая жизнеспособность готического романа неизбежно питает интерес читателей и исследователей в отношении этого феномена. Научная литература о готике огромна. Но мы укажем здесь самые важные и знаковые работы по анализу этого жанра: Напцок Бэлла Радиславовна «Английский «готический» роман: к вопросу об истории и поэтике жанра» [54]; Малкина В.Я., Полякова А.А. «Канон» готического романа и его разновидности [49]; Фриче Владимир Максимович «Поэзия кошмаров и ужаса» [80]; Григорьева Елена Валентиновна «Ужас – главное орудие автора»: («готический» роман в европейском художественном дискурсе) [22].
Несмотря на обилие исследовательской литературы о готическом романе, до сих пор не появилось отдельного специального монографического исследования, посвящ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН КАК ФЕНОМЕН ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1 Истоки возникновения жанра в мировой литературе 6
1.2 Жанровая специфика готического романа 16
1.3 Разновидности готического романа 26
1.4 Критика о готическом романе 36
2 ТИПОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА В ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ 40
2.1 Реализация традиционной готической эстетики и жанровые новации в романе Мэтью Грегори Льюиса «Монах» 40
2.2 Роман Анны Радклиф как образец классического готического романа 49
2.3 Готический канон и его трансформация в романе Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Эликсиры Сатаны» 56
2.4 Готическая традиция в литературе XXI века: «Игра Ангела» Карлоса Руиса Сафона 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Агранович С.З., Саморукова И.В. Двойничество. ‒ Самара, 2001. ‒ 130 с.
2 Алексеев М.П. Английская литература: очерки и исследования. ‒ Ленинград, 1991. – 461 с.
3 Аникст А.А. История английской литературы. ‒ Москва, 1956. – 464 с.
4 Атарова К.Н. Поэзия и правда. Комментарии к романам // Radcliffe Ann. The Romance of the Forest. Jane Austen. Northanger Abbey. На английском языке. ‒ Москва: Радуга, 1983. – 506 с.
5 Аддисон Д. О вкусе: что это такое и как его можно улучшить, о необходимости избегать готического вкуса // Зарубежные писатели о литературе и искусстве: Английская литература 18 века. ‒ Москва: Наука, 1986. ‒ 295 с.
6 Арутюнова Н. Д. Дискурс // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. ‒ Москва, 1998. – 685 с.
7 Булатова А.А. Исторические корни и генезис жанра ужасов в американской литературе // История и археология. 2015. ‒ № 4. URL: http://history.snauka.ru/2015/04/2102 (дата обращения: 08.09.2019).
8 Будур Н. В. Готическая английская проза и пути ее развития // Английская готическая проза: В 2 т. / Н.В. Будур. — Москва: Терра Книжный клуб, 1999. – 330 с.
9 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — Москва: Худож. лит., 1975. – 504 с.
10 Бердяев Н.А. Вечность и время // Вестник Русского Христианского студенческого движения. № 3. Париж, 1935. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Вечность_и_время_(Бердяев) (дата обращения: 09.03.2020).
11 Вершинин И.В. Предромантизм в Англии/ И.В. Вершинин, В.А. Луков. ‒ Самара: Изд-во СГПУ, 2002. ‒ 320 с.
12 Вершинин И.В. Труды по изучению предромантизма и романтизма/ И.В. Вершинин. ‒ Самара: ПГСГА; Москва: Социум, 2011. ‒ 671 с.
13 Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история / Ю.Б. Виппер // Западноевропейская литература XVI - первой половины XIX века. ‒ Москва: Худож. Лит., 1990. ‒ 317 с.
14 Верн Ж. Эдгар По и его сочинения // Модный магазин. № 23-24. ‒ СПб., 1864. – 353-356 с.
15 Гроссман Дж.Д. Эдгар Аллан По в России: легенда и литературное влияние. ‒ СПб., 1998. – 200 с.
16 Гофман Э. Т. А. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы: Пер. с нем. – Москва: Радуга, 1987. – 462 с.
17 Гофман Э.Т.А. Библиография русских переводов и критической литературы / Изд. ВГБИЛ. ‒ Москва: «Книга», 1964. Продолжение библиографии см. в кн.: Художественный мир Э. Т. А. Гофмана. ‒ Москва: «Наука», 1982. ‒ 288 с.
18 Гофман Э. Т. А. Собр. соч. Т. 4. Эликсир дьявола / Пер. В. Л. Ранцова. ‒ Москва: Недра, 1929. ‒ 348 с.
19 Гопман В.Л. «Литература серьёзная, значительная, нужная…» // Антология ужасов. В 4 т. Т. 1. ‒ Черкесск, 1991. URL: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articleseng/gopman-literatura-sereznaya.htm (дата обращения: 25.08.2019).
20 Гуо Х. Особенности дискурса художественного произведения // Молодой учёный. № 20 (154). ‒ Казань, 2017. – 483-386 с. URL: https://moluch.ru/archive/154/43562/ (дата обращения: 20.06.2023).
21 Гражданская З.Т. Английская литература. Возникновение предромантизма /З.Т. Гражданская// История зарубежной литературы XVIII века; под ред. В.П. Неустроева. ‒ Москва, 1984. ‒ 404 с.
22 Григорьева Е.В. «Ужас – главное орудие
В первую очередь довольно понятны повторяющиеся особенности сюжета, такие как время действия, обычно относящееся к Средневековью, появление мотивов, которые были заимствованы из рыцарских романов. Также заметны типичные приемы изложения, такие как сопровождение романа вступлением, в котором как событие, так и произведение относятся к прошлому. Не менее значима пространственная дистанция и некая диковинность места действия. Основные события обыкновенно случаются в чужом для писателя месте. Особенно часто присутствуют описания дороги, путешествий, что дает возможность для изображения случайных встреч.
Наиболее популярным местом действия является замок или аббатство, монастырь в стиле готической архитектуры. И в большинстве случаев они присутствуют в названиях произведений. Наряду с этим это старинное здание расценивается скорее как часть окружающей природы, которое впервые описывается героем, подъезжаю