Теистические и пантеистические аспекты творчества Тютчева Ф.И.

Хорошая диссертация в которой определено проблемное поле понятий теизм и пантеизм, изучены истоки религиозно-философского мировоззрения Тютчева Ф.И., проанализировано творчество Тютчева в контексте теистической и пантеистической концепций, рассмотрены религиозные аспекты историософии Тютчева Ф.И
Author image
Iskander
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
02.08.2022
Объем файла
238 Кб
Количество страниц
146
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. XIX век, по праву считается временем расцвета русской мысли. Этот период совершенно уверенно можно назвать «русским ренессансом», поскольку именно тогда в России появились свои, совершенно уникальные мыслители и писатели. Пушкин и Достоевский, Толстой и Тургенев, Соловьев и Герцен, Леонтьев и Бакунин – эти имена и по сей день знают во всем мире, их идеи до сих пор находятся под пристальным вниманием интеллектуалов.
Осмысление «золотого века» русской литературы ведется уже очень и очень давно, в том числе и с богословских позиций. Ибо изучать русскую культуру, в узком смысле, и русскую мысль в смысле широком, нельзя вне контекста Православия. Безусловно, русская культура XIX века вобрала в себя некоторые черты западно-европейской цивилизации, в чем-то заимствовала ее образы и идеи. Но представлять русскую культуру как кальку западной не совсем корректно. 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Истоки религиозно-философского мировоззрения Тютчева Ф.И………………………………………………………………………………3
§1.1 Теизм и пантеизм: основное содержание терминов……………………8
§ 1.2 Формирование религиозно-философских взглядов Тютчева Ф.И……………………………………………………………………………...15
§ 1.3 Историософские воззрения Тютчева Ф.И. в контексте европейской философии XIX в. …………………………………………………………….24
Глава 2. Теизм и пантеизм в творчестве Тютчева Ф.И……………………..30
§ 2.1. Бог и природа в поэзии Тютчева Ф.И……………………………........30
§ 2.2. Проблема человека, свободы воли и зла в поэзии Тютчева Ф.И……………………………………………………………………………...44
§ 2.3. Религиозные аспекты историософии Тютчева Ф.И……………….….66
Заключение…………………………………………………………………….80
Список источников и литературы ……………………………………...........83

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1) Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. Канонические / В рус. пер. с парр. мест. и прил. – М.: РБО, 2011.

2) Аксаков И.С. Федор Иванович Тютчев. Биографический очерк. <фрагмент> // Ф.И. Тютчев. Pro et contra. Личность и творчество Тютчева в оценке русских мыслителей. Антология / Сост., вступ. статья и коммент. К. Г. Исупова. – Спб: РХГИ. (Серия "Русский путь").  – С. 71-145.

3) Аношкина В.Н. Мировоззрение и слово поэта: современные проблемы изучения поэтического наследия Тютчева //  Литературоведческий журнал. – 2004. – № 18. – С. 3-25.

4) Дионийсий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника / Ред. колл. под пред. Литаврина Г.Г. – Спб: Алетейа; Изд. Олега Абышко., 2002. (Серия "Византийская библиотека. Источники" ). – 854 с.

5) Бруно Д. Философские диалоги: о Причине, Начале и Едином; О бесконечности, вселенной и мирах. – М.: Алетейа,  – 320 с.

6) Вергилий П.М., Гораций К.Ф. Буколики. Георгиям. Энеида. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. Наука поэзии. / Вступ. статья и прим. М. Гаспарова. Перевод с латинского. – М.: АСТ, 2009. – 908 с.

7) Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории : Слово о сущем / Вступ. ст. Перов Ю.В., Сергеев К.А. Пер. с нем. Водена А.М. – Спб: Наука, 2000.

8) Горнфельд А.Г. На пороге двойного бытия. // Ф.И. Тютчев. Pro et contra. Личность и творчество Тютчева в оценке русских мыслителей. Антология   / Сост., вступ. статья и коммент. К. Г. Исупова. – Спб: РХГИ. (Серия "Русский путь").  – С. 230-246.

9) Григорий Богослов  свят. Слово 40, на святое крещение [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/40 (дата обращения: 15.10.2021).

10) Григорий Богослов, свят. Избранные слова. – М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2002.

11) Григорьев А.А. Несколько слов о законах и терминах органической критики // Фридрих Шеллинг: pro et contra: Творчество Фридриха Шеллинга в оценке мыслителей и исследователей. Антология  / Сост. Пустарнаков В.Ф. – Спб: РХГИ, 2001.  (Серия "Русский путь") – С. 305.

12) Гулыга А.В. Шеллинг: ЖЗЛ. / Изд. 2 – М.: Молодая гвардия, 1984. – Вып. 1 (628).

13) Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. I-II. – Изд. 2, испр., доп.. – М.: Христианская литература, 2001. – 736 с.

14) Иоанн Дамаскин,  преп. Точное изложение православной веры. : Святоотеческое наследие. – М.: Отчий дом, 2011. (Серия "Святоотеческое наследие") – 480 с.

15) Карл Пффефель о Тютчеве // Федор Иванович Тютчев / Отв. ред. С.А. Макашин, К.В. Пигарев, Т.Г. Динесман. – М.: Наука, 1989. – (Литературное наследство, Т. 97. Кн.2). – С. 30-37.

16) Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И. Тютчева. / Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978.

17) Киреевский И.В. Письмо родным 1 / 14 января 1930 [Электронный ресурс]. – URL: http://tutchev.lit-info.ru/tutchev/bio/letopis/1830-1831.htm (дата обращения: 15.10.2021).

Ничто не властно перед смертью – перед ней все пусто и голо. Даже вера на пороге смерти является не более чем бутафорией, фикцией. Смерть сильнее веры и надежды. Молитва Богу здесь представлена не как момент общения с Творцом, не как возможность прикосновения к сакральному, а как последняя зацепка за жизнь профанную, земную. Строка «но час, настал, пробил…Молитесь Богу, в последний раз вы молитесь теперь» показывает нам, что при наступлении последнего часа земной жизни никто не в силах спасти нас и грозный рок, посылающий смерть не умолим. Можно ли сказать, что в этом стихотворении Тютчев выступает как христианин, хоть и использует слова Бог, молитва, богослужение. Со всей определенностью – нет. Ибо для христианина смерть не конец, а начало новой жизни, начало вечности. Именно христианство разрушило господствовавшую до этого парадигму смерти, как неотвратимого и ужасного события.