Теистические и пантеистические аспекты творчества Тютчева Ф.И.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. XIX век, по праву считается временем расцвета русской мысли. Этот период совершенно уверенно можно назвать «русским ренессансом», поскольку именно тогда в России появились свои, совершенно уникальные мыслители и писатели. Пушкин и Достоевский, Толстой и Тургенев, Соловьев и Герцен, Леонтьев и Бакунин – эти имена и по сей день знают во всем мире, их идеи до сих пор находятся под пристальным вниманием интеллектуалов.
Осмысление «золотого века» русской литературы ведется уже очень и очень давно, в том числе и с богословских позиций. Ибо изучать русскую культуру, в узком смысле, и русскую мысль в смысле широком, нельзя вне контекста Православия. Безусловно, русская культура XIX века вобрала в себя некоторые черты западно-европейской цивилизации, в чем-то заимствовала ее образы и идеи. Но представлять русскую культуру как кальку западной не совсем корректно.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Истоки религиозно-философского мировоззрения Тютчева Ф.И………………………………………………………………………………3
§1.1 Теизм и пантеизм: основное содержание терминов……………………8
§ 1.2 Формирование религиозно-философских взглядов Тютчева Ф.И……………………………………………………………………………...15
§ 1.3 Историософские воззрения Тютчева Ф.И. в контексте европейской философии XIX в. …………………………………………………………….24
Глава 2. Теизм и пантеизм в творчестве Тютчева Ф.И……………………..30
§ 2.1. Бог и природа в поэзии Тютчева Ф.И……………………………........30
§ 2.2. Проблема человека, свободы воли и зла в поэзии Тютчева Ф.И……………………………………………………………………………...44
§ 2.3. Религиозные аспекты историософии Тютчева Ф.И……………….….66
Заключение…………………………………………………………………….80
Список источников и литературы ……………………………………...........83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1) Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. Канонические / В рус. пер. с парр. мест. и прил. – М.: РБО, 2011.
2) Аксаков И.С. Федор Иванович Тютчев. Биографический очерк. <фрагмент> // Ф.И. Тютчев. Pro et contra. Личность и творчество Тютчева в оценке русских мыслителей. Антология / Сост., вступ. статья и коммент. К. Г. Исупова. – Спб: РХГИ. (Серия "Русский путь"). – С. 71-145.
3) Аношкина В.Н. Мировоззрение и слово поэта: современные проблемы изучения поэтического наследия Тютчева // Литературоведческий журнал. – 2004. – № 18. – С. 3-25.
4) Дионийсий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника / Ред. колл. под пред. Литаврина Г.Г. – Спб: Алетейа; Изд. Олега Абышко., 2002. (Серия "Византийская библиотека. Источники" ). – 854 с.
5) Бруно Д. Философские диалоги: о Причине, Начале и Едином; О бесконечности, вселенной и мирах. – М.: Алетейа, – 320 с.
6) Вергилий П.М., Гораций К.Ф. Буколики. Георгиям. Энеида. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. Наука поэзии. / Вступ. статья и прим. М. Гаспарова. Перевод с латинского. – М.: АСТ, 2009. – 908 с.
7) Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории : Слово о сущем / Вступ. ст. Перов Ю.В., Сергеев К.А. Пер. с нем. Водена А.М. – Спб: Наука, 2000.
8) Горнфельд А.Г. На пороге двойного бытия. // Ф.И. Тютчев. Pro et contra. Личность и творчество Тютчева в оценке русских мыслителей. Антология / Сост., вступ. статья и коммент. К. Г. Исупова. – Спб: РХГИ. (Серия "Русский путь"). – С. 230-246.
9) Григорий Богослов свят. Слово 40, на святое крещение [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/40 (дата обращения: 15.10.2021).
10) Григорий Богослов, свят. Избранные слова. – М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2002.
11) Григорьев А.А. Несколько слов о законах и терминах органической критики // Фридрих Шеллинг: pro et contra: Творчество Фридриха Шеллинга в оценке мыслителей и исследователей. Антология / Сост. Пустарнаков В.Ф. – Спб: РХГИ, 2001. (Серия "Русский путь") – С. 305.
12) Гулыга А.В. Шеллинг: ЖЗЛ. / Изд. 2 – М.: Молодая гвардия, 1984. – Вып. 1 (628).
13) Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. I-II. – Изд. 2, испр., доп.. – М.: Христианская литература, 2001. – 736 с.
14) Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. : Святоотеческое наследие. – М.: Отчий дом, 2011. (Серия "Святоотеческое наследие") – 480 с.
15) Карл Пффефель о Тютчеве // Федор Иванович Тютчев / Отв. ред. С.А. Макашин, К.В. Пигарев, Т.Г. Динесман. – М.: Наука, 1989. – (Литературное наследство, Т. 97. Кн.2). – С. 30-37.
16) Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И. Тютчева. / Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978.
17) Киреевский И.В. Письмо родным 1 / 14 января 1930 [Электронный ресурс]. – URL: http://tutchev.lit-info.ru/tutchev/bio/letopis/1830-1831.htm (дата обращения: 15.10.2021).
Ничто не властно перед смертью – перед ней все пусто и голо. Даже вера на пороге смерти является не более чем бутафорией, фикцией. Смерть сильнее веры и надежды. Молитва Богу здесь представлена не как момент общения с Творцом, не как возможность прикосновения к сакральному, а как последняя зацепка за жизнь профанную, земную. Строка «но час, настал, пробил…Молитесь Богу, в последний раз вы молитесь теперь» показывает нам, что при наступлении последнего часа земной жизни никто не в силах спасти нас и грозный рок, посылающий смерть не умолим. Можно ли сказать, что в этом стихотворении Тютчев выступает как христианин, хоть и использует слова Бог, молитва, богослужение. Со всей определенностью – нет. Ибо для христианина смерть не конец, а начало новой жизни, начало вечности. Именно христианство разрушило господствовавшую до этого парадигму смерти, как неотвратимого и ужасного события.